Сибирские огни, 1954, № 5

■ских стихов в годы Великой Отечествен­ ной войны и после войны, стихов, часть -из которых была недостаточно идейно полноценной, страдала недостаточным знанием жизни, за что и подверглась в своё время острой критике в печати. Пре­ одолевая эти недостатки, вдумчиво и на­ стойчиво вглядываясь в окружающую действительность и людей, Стюарт в по­ следние годы выступила с рядом удачных стихов, лучшие из которых свидетельст­ вуют и о росте поэтического мастерства, и ■о более зрелом отношении поэтессы к жизни. Однако Стюарт далеко не всё удаётся в этих новых стихах. Вероятно, и тут сказываются те же причины — недо­ статочно' активное проникновение в ■смысл и глубину происходящего в нашей действительности. Словом, мы не можем сегодня похва­ статься значительными поэтическими победами, яркими творческими удачами :наших поэтов. Приходится признать, что в это положе­ ние на поэтическом фронте мало вносят ■свежести и оживления и молодые, про­ бующие свои голоса, поэты, которых, «стати сказать, в последние годы, в от­ личие от прежних лет, и появляется зна­ чительно меньше. Положение дел на нашем поэтическом фронте, очевидно', требует внимания и глубокого осмысления всей писательской организации, но пока мы ещё ничего не делаем в этом направлении. Явно хуже дело обстоит и с таким, прежде довольно широко развитым в Сибири жанром, как очерк, что тоже требует коллективного осмысления и об­ суждения. * * * Вопрос о моральном облике советского писателя — особо важный вопрос в жиз­ ни творческой организации. Величайшим кредитом народного доверия и доверия нашей партии, огромной идеологической ответственностью окружено в нашей стра­ не звание советского писателя — инже­ нера человеческих душ, призванного вос­ питывать своим словом строителей ком­ мунистического общества, особенно моло­ дое поколение. Между тем, в нашей организации, в Новосибирском писательском коллективе как раз имелись и не изжиты ещё амо­ ральные факты в поведении некоторых литераторов. В статье Ф. Гладкова о моральном об­ лике советского писателя упоминалось имя члена нашей организации, члена ССП Александра Волошина. Надо прямо признать, что большую долю вины за не­ благовидное поведение А. Волошина не­ сёт наша организация, своевременно не указавшая ему на недопустимость для со­ ветского писателя, лауреата Сталинской премии, проступков против советской мо­ рали. Тем более, что случаи аморального по­ ведения среди новосибирских литерато­ ров, особенно молодых, далеко не еди­ ничны. Тлетворное, пагубное влияние бо- гемщины сказалось и на некоторых дру­ гих молодых литераторах (Ив. Ветлугин, Вл. Мастеренко, Н. Перевалов). Всё это является серьёзнейшим свиде­ тельством слабости идейно-воспитатель­ ной работы в литературной среде, отсут­ ствием глубокой партийной принципиаль­ ности в отношении к моральному, этиче­ скому облику каждого из членов органи­ зации и объединяемой ею вокруг себя ли­ тературной молодёжи. * * * В нашей советской стране литература —всенародное дело. Никогда и нигде в мире литература не имела и не имеет такого важного значения, как в социали­ стическом обществе. Наша литература служит благородной, всемирно-прогрес­ сивной цели — построению коммунисти­ ческого общества, идейному воспитанию людей, переделке их сознания в духе ком­ мунизма. Исключительно велика роль Коммунистической партии Советского Со­ юза в развитии советской литературы, в её идейно-художественном росте. Партия всегда внимательно, терпеливо учила и наставляла советских писателей, что их творческие успехи обусловлены тем, насколько они глубоко, правильно руководствуются в своём труде ленин­ ским принципом партийности в литерату­ ре. Руководствуясь этим основополагаю­ щим принципом партийности, советская литература вела на всех этапах своего развития непримиримую борьбу со всеми и всякими проявлениями безыдейности, аполитичности, формалистическими и на­ туралистическими извращениями, против проявлений буржуазного национализма и космополитизма и других чуждых наше­ му народу влияний буржуазной идеоло­ гии. Советская общественность разобла­ чила и осудила чуждую духу марксизма «теорию» бесконфликтности, нанесшую немалый вред советской литературе и ис­ кусству. Эта «теория» проповедовала ла­ кировку действительности, уводила лите­ ратуру в сторону от реальных, жизнен­ ных противоречий, попирала принципы социалистического реализма, требующие от художника правдивого, исторически конкретного изображения жизни совет­ ского народа в её революционном раз­ витии. К чему могут привести отклонения от принципов социалистического реализма, попытки увести советскую литературу в сторону от жизни, от основных задач борьбы советского народа, от жизненных вопросов политики партии и Советского государства, — об этом свидетельствуют серьёзные политические ошибки редак­ ции журнала «Новый мир». В этом жур­ нале были опубликованы статьи с непра­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2