Сибирские огни, 1954, № 5
■ских стихов в годы Великой Отечествен ной войны и после войны, стихов, часть -из которых была недостаточно идейно полноценной, страдала недостаточным знанием жизни, за что и подверглась в своё время острой критике в печати. Пре одолевая эти недостатки, вдумчиво и на стойчиво вглядываясь в окружающую действительность и людей, Стюарт в по следние годы выступила с рядом удачных стихов, лучшие из которых свидетельст вуют и о росте поэтического мастерства, и ■о более зрелом отношении поэтессы к жизни. Однако Стюарт далеко не всё удаётся в этих новых стихах. Вероятно, и тут сказываются те же причины — недо статочно' активное проникновение в ■смысл и глубину происходящего в нашей действительности. Словом, мы не можем сегодня похва статься значительными поэтическими победами, яркими творческими удачами :наших поэтов. Приходится признать, что в это положе ние на поэтическом фронте мало вносят ■свежести и оживления и молодые, про бующие свои голоса, поэты, которых, «стати сказать, в последние годы, в от личие от прежних лет, и появляется зна чительно меньше. Положение дел на нашем поэтическом фронте, очевидно', требует внимания и глубокого осмысления всей писательской организации, но пока мы ещё ничего не делаем в этом направлении. Явно хуже дело обстоит и с таким, прежде довольно широко развитым в Сибири жанром, как очерк, что тоже требует коллективного осмысления и об суждения. * * * Вопрос о моральном облике советского писателя — особо важный вопрос в жиз ни творческой организации. Величайшим кредитом народного доверия и доверия нашей партии, огромной идеологической ответственностью окружено в нашей стра не звание советского писателя — инже нера человеческих душ, призванного вос питывать своим словом строителей ком мунистического общества, особенно моло дое поколение. Между тем, в нашей организации, в Новосибирском писательском коллективе как раз имелись и не изжиты ещё амо ральные факты в поведении некоторых литераторов. В статье Ф. Гладкова о моральном об лике советского писателя упоминалось имя члена нашей организации, члена ССП Александра Волошина. Надо прямо признать, что большую долю вины за не благовидное поведение А. Волошина не сёт наша организация, своевременно не указавшая ему на недопустимость для со ветского писателя, лауреата Сталинской премии, проступков против советской мо рали. Тем более, что случаи аморального по ведения среди новосибирских литерато ров, особенно молодых, далеко не еди ничны. Тлетворное, пагубное влияние бо- гемщины сказалось и на некоторых дру гих молодых литераторах (Ив. Ветлугин, Вл. Мастеренко, Н. Перевалов). Всё это является серьёзнейшим свиде тельством слабости идейно-воспитатель ной работы в литературной среде, отсут ствием глубокой партийной принципиаль ности в отношении к моральному, этиче скому облику каждого из членов органи зации и объединяемой ею вокруг себя ли тературной молодёжи. * * * В нашей советской стране литература —всенародное дело. Никогда и нигде в мире литература не имела и не имеет такого важного значения, как в социали стическом обществе. Наша литература служит благородной, всемирно-прогрес сивной цели — построению коммунисти ческого общества, идейному воспитанию людей, переделке их сознания в духе ком мунизма. Исключительно велика роль Коммунистической партии Советского Со юза в развитии советской литературы, в её идейно-художественном росте. Партия всегда внимательно, терпеливо учила и наставляла советских писателей, что их творческие успехи обусловлены тем, насколько они глубоко, правильно руководствуются в своём труде ленин ским принципом партийности в литерату ре. Руководствуясь этим основополагаю щим принципом партийности, советская литература вела на всех этапах своего развития непримиримую борьбу со всеми и всякими проявлениями безыдейности, аполитичности, формалистическими и на туралистическими извращениями, против проявлений буржуазного национализма и космополитизма и других чуждых наше му народу влияний буржуазной идеоло гии. Советская общественность разобла чила и осудила чуждую духу марксизма «теорию» бесконфликтности, нанесшую немалый вред советской литературе и ис кусству. Эта «теория» проповедовала ла кировку действительности, уводила лите ратуру в сторону от реальных, жизнен ных противоречий, попирала принципы социалистического реализма, требующие от художника правдивого, исторически конкретного изображения жизни совет ского народа в её революционном раз витии. К чему могут привести отклонения от принципов социалистического реализма, попытки увести советскую литературу в сторону от жизни, от основных задач борьбы советского народа, от жизненных вопросов политики партии и Советского государства, — об этом свидетельствуют серьёзные политические ошибки редак ции журнала «Новый мир». В этом жур нале были опубликованы статьи с непра
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2