Сибирские огни, 1954, № 5
юных читателей, зрелыми авторами, как Е. Стюарт, А. Кузнецова, Г. Пушкарёв, И. Молчанов-Сибирский, Н. Устинович, в последние годы выявились и создали ин тересные книги для детей такие дет ские авторы, как Н. Осинин, М. Винк- ман и Е. Иванов. Однако успокаиваться на этих весьма скромных успехах ни детским писателям, ни писательской организации никак не приходится — запросы и интересы наше го юного читателя неизмеримо шире и разнообразней того, что дают им писате ли; круг тем и явлений жизни, интере сующих, волнующих наших ребят, столь широк, что они вправе считать писателей своими большими должниками. *' * Коммунистическая партия, придавая Нашей литературе всё большее идеологи ческое, воспитательное значение в жизни народа, повседневно и чутко направляет советских писателей на служение обще народному делу, освещает пути дальней шего развития литературы, оберегает её идейную и художественную цельность и чистоту. Программную' историческую роль в развитии советской литературы сыграли известные решения партии по вопросам идеологической работы, литера туры и искусства. Под неослабным и заботливым партий ным руководством развивалась и литера тура советской Сибири. В ряде партийных решений, в партий ной печати неоднократно отмечались, на ряду с удачами, серьёзные ошибки и сры вы в работе журнала «Сибирские огни», выразившиеся в опубликовании на его страницах некоторых идейно порочных, художественно неполноценных, искажаю щих правду нашей жизни произведений, вроде напечатанного в журнале в после военное время неудачного романа Ф. Оле. сова «Прощание молча». Справедливой и острой критике подверглись напечатан ные в журнале скороспелые, слабо отра жающие жизнь, художественно незре лые произведения, вроде незаконченного романа А. Волошина «Дальние горы», поэмы И. Ветлугина «На стройку при шло пополнение» и некоторых других. Одной из причин появления в свет не полноценных произведений, недостаточ ной творческой активности наших писате лей, замедленного роста художественного мастерства, несомненно, является сла бость критики и самокритики в литера турной среде, слабость литературной кри тики на страницах журналов и альма нахов. Положение на этом наиболее отстаю щем и в то же время ответственном уча стке нашей работы — в области литера турной критики и литературоведения не улучшилось и сейчас. Правда, в на шем издательстве вышли первые литера туроведческие работы — книга литера туроведческих очерков С. Кожевникова, книга А. Богдановой о Вяч. Шишкове, выходит сборник литературоведческих статей А. Дрёмова, Н. Яновский готовит монографию о творчестве Вс. Иванова. В по'следние годы выявились новые моло дые товарищи, пробующие свои силы в этой области. Но круг критиков, выступающих в «Сибирских огнях», ча страницах альма нахов, газет, попрежнему крайне узок, идейно-художественный уровень критиче ских выступлений весьма не высок. Писательские организации, редакции «Сибирских огней» и альманахов, по су ществу, не ведут никакой работы с кад рами критиков, не сумели до сих пор вы явить и привлечь к делу товарищей из среды научных, библиотечных, препода вательских работников, интеллигенции. * * Приходится отметить, что наш си бирский отряд поэтов переживает некото рую паузу в своём творческом развитии и движении. Трудно объяснить, например, спад поэтического накала и снижение взыскательности в работе Игн. Рождест венского, явное замедление роста К. Ли- coiBCKoro, поэтов, находящихся в расцвете сил. В прошлые годы К. Лисовский го раздо чаще выступал с новыми стихами, создал такие яркие и значительные вещи, как книга «Город моей юности», как поэ ма «Солнце над Курейкой», циклы сти- xoiB о новом Севере. Сейчас К. Лисовский и пишет несравненно меньше, и последние его стихи, особенно публикующиеся в га зетах, гораздо ниже возможностей зрело го поэта и требований, какие мы предъяв ляем к нашей поэзии сегодня. Это можно сказать и о цикле стихов о Горном Алтае — стихов на новые ддя поэта темы. Некоторые товарищи и, может быть, сам поэт склонны объяснить эту некото рую паузу в его творческом росте исчер панием основной для К. Лисовского «се верной» темы. Думается, что это объясне ние неверно': ведь со сменой территории, географии едва ли меняется поэтическая натура, поэтическая индивидуальность поэта, и живая жизнь, советская дейст вительность — источник вдохновения и поэзии, надо полагать, та же, что на ени сейском севере и в горах Алтая. Очевидно-, причины надо искать где-то глубже и, вернее всего, в том, насколько близок поэт к вдохновляющему его ис точнику — жизни, насколько глубоко он приникает к нему, насколько настойчиво думает над средствами поэтического ото бражения жизни. Что дело, вероятно, в этом, убеждает ■пример другого поэта — Е. Стюарт. Работающая давно и плодотворно в поэзии для детей, Елизавета Стюарт вы ступила и с несколькими книгами лириче-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2