Сибирские огни, 1954, № 5

юных читателей, зрелыми авторами, как Е. Стюарт, А. Кузнецова, Г. Пушкарёв, И. Молчанов-Сибирский, Н. Устинович, в последние годы выявились и создали ин­ тересные книги для детей такие дет­ ские авторы, как Н. Осинин, М. Винк- ман и Е. Иванов. Однако успокаиваться на этих весьма скромных успехах ни детским писателям, ни писательской организации никак не приходится — запросы и интересы наше­ го юного читателя неизмеримо шире и разнообразней того, что дают им писате­ ли; круг тем и явлений жизни, интере­ сующих, волнующих наших ребят, столь широк, что они вправе считать писателей своими большими должниками. *' * Коммунистическая партия, придавая Нашей литературе всё большее идеологи­ ческое, воспитательное значение в жизни народа, повседневно и чутко направляет советских писателей на служение обще­ народному делу, освещает пути дальней­ шего развития литературы, оберегает её идейную и художественную цельность и чистоту. Программную' историческую роль в развитии советской литературы сыграли известные решения партии по вопросам идеологической работы, литера­ туры и искусства. Под неослабным и заботливым партий­ ным руководством развивалась и литера­ тура советской Сибири. В ряде партийных решений, в партий­ ной печати неоднократно отмечались, на­ ряду с удачами, серьёзные ошибки и сры­ вы в работе журнала «Сибирские огни», выразившиеся в опубликовании на его страницах некоторых идейно порочных, художественно неполноценных, искажаю­ щих правду нашей жизни произведений, вроде напечатанного в журнале в после­ военное время неудачного романа Ф. Оле. сова «Прощание молча». Справедливой и острой критике подверглись напечатан­ ные в журнале скороспелые, слабо отра­ жающие жизнь, художественно незре­ лые произведения, вроде незаконченного романа А. Волошина «Дальние горы», поэмы И. Ветлугина «На стройку при­ шло пополнение» и некоторых других. Одной из причин появления в свет не­ полноценных произведений, недостаточ­ ной творческой активности наших писате­ лей, замедленного роста художественного мастерства, несомненно, является сла­ бость критики и самокритики в литера­ турной среде, слабость литературной кри­ тики на страницах журналов и альма­ нахов. Положение на этом наиболее отстаю­ щем и в то же время ответственном уча­ стке нашей работы — в области литера­ турной критики и литературоведения не улучшилось и сейчас. Правда, в на­ шем издательстве вышли первые литера­ туроведческие работы — книга литера­ туроведческих очерков С. Кожевникова, книга А. Богдановой о Вяч. Шишкове, выходит сборник литературоведческих статей А. Дрёмова, Н. Яновский готовит монографию о творчестве Вс. Иванова. В по'следние годы выявились новые моло­ дые товарищи, пробующие свои силы в этой области. Но круг критиков, выступающих в «Сибирских огнях», ча страницах альма­ нахов, газет, попрежнему крайне узок, идейно-художественный уровень критиче­ ских выступлений весьма не высок. Писательские организации, редакции «Сибирских огней» и альманахов, по су­ ществу, не ведут никакой работы с кад­ рами критиков, не сумели до сих пор вы­ явить и привлечь к делу товарищей из среды научных, библиотечных, препода­ вательских работников, интеллигенции. * * Приходится отметить, что наш си­ бирский отряд поэтов переживает некото­ рую паузу в своём творческом развитии и движении. Трудно объяснить, например, спад поэтического накала и снижение взыскательности в работе Игн. Рождест­ венского, явное замедление роста К. Ли- coiBCKoro, поэтов, находящихся в расцвете сил. В прошлые годы К. Лисовский го­ раздо чаще выступал с новыми стихами, создал такие яркие и значительные вещи, как книга «Город моей юности», как поэ­ ма «Солнце над Курейкой», циклы сти- xoiB о новом Севере. Сейчас К. Лисовский и пишет несравненно меньше, и последние его стихи, особенно публикующиеся в га­ зетах, гораздо ниже возможностей зрело­ го поэта и требований, какие мы предъяв­ ляем к нашей поэзии сегодня. Это можно сказать и о цикле стихов о Горном Алтае — стихов на новые ддя поэта темы. Некоторые товарищи и, может быть, сам поэт склонны объяснить эту некото­ рую паузу в его творческом росте исчер­ панием основной для К. Лисовского «се­ верной» темы. Думается, что это объясне­ ние неверно': ведь со сменой территории, географии едва ли меняется поэтическая натура, поэтическая индивидуальность поэта, и живая жизнь, советская дейст­ вительность — источник вдохновения и поэзии, надо полагать, та же, что на ени­ сейском севере и в горах Алтая. Очевидно-, причины надо искать где-то глубже и, вернее всего, в том, насколько близок поэт к вдохновляющему его ис­ точнику — жизни, насколько глубоко он приникает к нему, насколько настойчиво думает над средствами поэтического ото­ бражения жизни. Что дело, вероятно, в этом, убеждает ■пример другого поэта — Е. Стюарт. Работающая давно и плодотворно в поэзии для детей, Елизавета Стюарт вы­ ступила и с несколькими книгами лириче-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2