Сибирские огни, 1954, № 5

В последние годы особенно заметен и в литературной жизни Сибири приток но­ вых литературных сил именно из среды бывалых людей, специалистов, работни­ ков самых различных областей труда. В литературу пришли с интересными про­ изведениями, написанными на материале собственного трудового опыта и живого непосредственного наблюдения, такие ли­ тераторы, как инженер-геодезист Г. Фе­ досеев, автор книги «Мы идём по Восточ­ ному Саяну», старый работник советской торговли Н. Волков — с романом «Наше родное», инженер-котлостроитель Н. Пав­ лов — автор повести «Горячее лето» и романа «Конструкторы», партработник Б. Петров — с повестью «Светлый край», шофёр В. Тычинин—автор романа «Боль­ шая Сибирь», лесовод В. Лавринайтис — с книгами о тружениках тайги, работник речного флота Н. Назаров—с очерками о сибирских речниках, техник-электрик М. Михеев (повесть «Клуб ЮЭТ» и др.), учительница Н. Карнеева — с романом «Школа» и ряд других. Далеко не всё художественно зрело и полноценно в книгах этих новых авторов, более того, некоторые из перечисленных книг страдают идейными и художествен­ ными изъянами, некоторые появились в свет явно преждевременно, но в этом в большей мере повинны не авторы, а ре­ дакции, издательства и опытные зрелые литераторы, не оказавшие должной твор­ ческой помощи молодым авторам. * * * Особенно значительно пополнилась ли­ тературная среда советской Сибири мо­ лодыми творческими силами в последнее десятилетие. Так, в Новосибирске твор­ чески активно проявили себя в последние годы молодые писатели — драматург В. Лаврентьев, поэт Н. Перевалов, про­ заики Ю. Сальников, А. Никульков, Н. Дементьев, П. Воронин, Е. Коронато- ва, В Мастеренко, Н. Мейсак, Н. Оеинин и другие. С вступлением в литературу этой боль­ шой группы молодых литераторов связа­ но творческое оживление в новосибир- CI ой литературной средре, появление ряда новых произведений, отображающих на­ шу советскую современность. При значительных художественных не­ достатках, недоработанное™, например, первой повести А. Никулькова «Достой­ ные счастья», — произведение это нашло живой отклик у молодёжи именно в силу того, что в нём подняты волнующие её вопросы — морали, общественного долга, дружбы, товарищества. Правдивым и взволнованным изображением молодых героев привлекли к себе внимание чита­ телей рассказы Н. Дементьева, Е. Коро- натовой, повести В. Мастеренко. Творческий труд советских людей, борьба нового со старым составляют поло­ жительный замысел и содержание рома­ нов П. Воронина — «В дальней сторо­ не», Н. Воскресенского — «Самое силь­ ное» — произведений, далеко не совер­ шенных, но в известной мере отвечаю­ щих запросам и интересам советского чи­ тателя. Большинство произведений этой груп­ пы литераторов проникнуто стремлением авторов создать положительные образы героев нашего времени. Однако ярких, запоминающихся характеров, волнующих душу читателя, в этих произведениях, прямо скажем, весьма мало, и, наоборот, много ещё схематической, поверхностной олисательности и скороговорки. Наиболее отстающим участком творче­ ской работы сибирских литераторов явля­ лась долгие годы драматургия, в области которой успешно работал лишь один ир­ кутянин П. Маляревский, чьи пьесы ши­ роко шли главным образом на сценах дет­ ских театров страны, а пьеса «Канун грозы» была удостоена Сталинской прег мии. В последние годы театрами Красноярска, Кузбасса, Барнаула осу­ ществлены постановки пьес С. Сартако- ва, А. Волошина, М. Юдалевича, ряд. пьес местных авторов опубликован в об­ ластных альманахах. Наиболее заметным явлением нашей молодой драматургии стала пьеса В. Лаврентьева «Кряжевы» в постановке Новосибирского театра «Красный факел». Пьеса «Кряжевы», обладающая незау­ рядными художественными драматургиче­ скими достоинствами, яЕляет собою при­ мер плодотворной учёбы молодого дра­ матурга у классиков, в первую очередь, у М. Горького. Ряд образов в пьесе при­ влекает и волнует глубокой жизненно­ стью, правдивостью, полнотой раскрытия душевного мира людей. Всё это делает произведение, написанное на материале прошлого, очень близким нам и сегодня. Отрадное явление представляет собою постановка Новосибирским ТЮЗом пьесы Юрия Сальникова «Твоя семья», в кото­ рой драматург поднимает волнующие оди­ наково и взрослых и юных зрителей во­ просы советской семьи и воспитания под­ растающего поколения. Первая «ласточка» появилась у нас и в области оперной драматургии — хорошо встречено в театре оперы и балета либ­ ретто оперы «Ермак» Вас. Пухначёва,. музыку для которой пишет И. Морозов, автор извеетаого балета «Айболит». Особенно важно, что на работе о пьег- сами местных авторов возникло и креп­ нет творческое плодотворное содружество театров с писателями, на отсутствие кото­ рого ещё недавно мы взаимно сетовали. В последние годы усилилось внимание писателей и издательств к детской лите­ ратуре в Сибири, особенно после XII пле­ нума ССП и проведения в Новосибирске широких общесибирских совещаний по детской литературе. Наряду с такими, пользующимися широким признанием у-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2