Сибирские огни, 1954, № 5
этом в ограниченности поэтического кру гозора. Действительно, Мухачёв создал немало проникновенных лирических, сти хов, живописующих красоту и богатство алтайской природы, показывающих жизнь горноалтайцев, освоение и преобразова ние природы советским человеком, хозяи ном своего родного края. Основное же содержание поэзии И. Мухачёва состоит в том, что в ней по следовательно и довольно полно и глу боко, поэтически запечатлена историче ская судьба одного из советских наро дов — народа Горного Алтая — от мрач ного и безысходного его прошлого до со циалистического расцвета в наши дни. Глубокая идея братства русского и ал тайского народов, путь алтайскою' народа от феодально-колониального гнёта к со циалистическому укладу раскрыты Мухаг чёвым в поэтических образах самого крупного эпического его произведения — в «Повести о Демжае-алтайце». Не ли шённое недостатков, это произведение И. Мухачёва должно по праву занимать своё место в ряду лучших произведений советской поэзии минувшего двадцатиле тия, равно как и поэт И. Мухачёв — в ря ду советских поэтов старшего поколения. Эти основные черты, основные линии в творчестве А. Коптелова и И. Мухачёва, хотя и в разной мере и с различной сте пенью талантливости, характерны и для творчества и других сибирских писателей и поэтов старшего поколения. Широко известен сибирским читате лям, особенно юным, старейший беллет рист, один из организаторов литературно го движения в Сибири, Г. М. Пушкарёв, более четырёх десятилетий неутомимо и увлечённо работающий в литературе. По его книгам («Восстание», «Реалисты» и др.) юные читатели знакомятся о доре волюционной жизнью Сибири — со ста рой школой, с революционным движени ем в Сибири. Несколько повестей и рас сказов Г. Пушкарёва посвящено жизни советской детворы, школе и пионерской организации, труду юношества в годы Великой Отечественной войны. Лучшие произведения одарённого и вдумчивого старого литератора К. Урма- нова — повести, рассказы, историко-до кументальные очерки (книги «В послед ний час», «Путь славных» и др.) посвя щены революции и гражданской войне в Сибири, но не утрачивают своей литера турной свежести, познавательного, вос питательного значения и в наши дни. Большим признанием и любовью читате лей, особенно юных, пользуются книги К. Урманова, посвящённые любовному и поэтическому изображению сибирской природы. Приходится с огорчением отметить, что лучшие книги Мухачёва, Пушкарёва, Ур манова и некоторых других писателей-си- биряков не выходят за пределы края, не заслуженно игнорируются центральными издательствами и литературной критикой, * * * Знаменуя торжество ленинско-сталин ской национальной политики нашей пар тии и Советского государства, с помощью и под влиянием передовой русской совет ской литературы достигли высокого рас цвета литературы народов СССР, в том числе народов Сибири, до революции в большинстве не имевших своей письмен ности. На страницах журнала «Сибирские ог ни», местных альманахов и отдельными изданиями появились лучшие произведе ния зачинателей молодой советской лите ратуры Горного Алтая — П. Кучияка, Н. Улагашева и целой поросли молодых алтайских поэтов, хакасских поэтов Н. Доможакова, И. Котюшева, И. Костю кова, шорского писателя Ф. Чиспиякова и ряда других писателей народностей Си бири. Журнал «Сибирские огни» позна комил русских читателей с молодой ту- Bi некой литературой — яркой и правди вой повестью С. Тока «Слово арата», сти хами крупных тувинских поэтов JI. Ча- дамба, Ю. Кюзенгеша и др. За годы советской власти значительно' выросли ряды литераторов Якутии и Бу- рят-Монголии. В Якутии появились хоро шие поэтические произведения М. Тимо- феева-Терёшкина, С. Васильева, А. Аба- гинского, Элляя. Впервые в истории якутской литературы созданы крупные, художественно значительные прозаиче ские произведения — Эрилика Эристика «Молодёжь Марыкчана», Н. Мордияова «Весенняя пора». В эти же годы в Бурят- Монголии появились волнующие произве дения поэзии и прозы видных советских писателей Хоца Намоараева, Жамсо Туму- нова, Чимит Цыдендамбаева. Среди лите раторов народов сибирского Севера вы двинулись такие одарённые писатели, как Джанси Кимонко, автор широко из вестной повести «Там, где бежит Сукпай», Юрий Рытхеу, выступивший недавно со сборником талантливых рассказов «Люди с нашего берега». * * * Великий писатель А. М. Горький чрез вычайно ценил и любил среди литерато ров так называемых «бывалых людей» —- знатоков жизни, людей, прошедших боль шую жизненную трудовую школу, несу щих в литературу свой большой и яр кий жизненный опыт, вроде таких, как знаменитый исследователь дальневосточ ных дебрей Арсеньев или замечатель ный воспитатель бывших правонарушите лей, создатель целой школы советского трудового воспитания МацаренкО'. А. М. Горький неоднократно указывал, что «бывалыми людьми» особенно богат'а Сибирь, и немало сам в своё время сде лал для привлечения их в литературу, возлагал большие на них надежды.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2