Сибирские огни, 1954, № 4
Т р и б у н а ч и т По п о в о д у р ом ан а И. П ав л ов а „Конструкторы" В заметке читателя В. Одинокова, опубликованной в газете «Советская Си бирь», и в ответе ему автора романа «Конструкторы» Н. Павлова поднят ак туальный вопрос советской литературы и литературоведения. Разговор об от дельных недостатках романа «Конструк торы» вылился в принципиальный спор/ Этот спор тем интереснее, что он поднят накануне II съезда советских писателей, призванного обобщить двадцатилетний опыт и наметить пути дальнейшего идей ного и художественного роста нашей ли тературы. Допустимо ли в литературе1изображе ние «технологического процесса», «пафо са производства», специфики тойтрудовой деятельности, о которой рассказывается в произведении? Как автор должен пока зывать своих героев, людей физического и умственного труда — в их родной «производственной» стихии или вне та ковой? Вот в чём суть спора. В. Одино- ков считает главным пороком романа «Конструкторы» и, следовательно, ошиб кой его автора «увлечение пафосом про изводства». Автор романа Н. Павлов, наоборот, считает, что нельзя показать людей вне труда со всеми его производственными особенностями. Нам кажется, что не прав В. Одино- ков и прав автор. Одним из недостатков нашей классической литературы явля лось то, что она, при всём своём глубо ком уважении и внимании к простым лю дям, не сумела показать их в процессе труда, в процессе создания тех благ, без которых общество немыслимо. Понятно, что это не вина, а беда её. Стремление русских писателей сблизиться с народом в условиях социального неравенства и эксплуатации всё же не устранило того отрыва, который оставался между писа телем и народом. Главным героем нашей литературы в прошлом были не рабочие, не крестьяне, не производственная ин теллигенция, а Чацкий, Онегин, Печо рин, Бельтов, Рудин, Рахметов и др., то есть главным образом представители дворянской интеллигенции. Великая Октябрьская социалистиче ская революция, в корне изменив со циальны© основы жизни (отношения лю дей в процессе производства и обще ственной жизни), изменила во многом и характер литературы. Главными героя ми её стали простые люди, люди труда, созидатели. Девятнадцатый съезд КПСС с особой силой подчеркнул, что задачи идейного воспитания трудящихся требуют от писа телей глубокого изображения советской жизни, создания положительных типов советских людей, достойныхподражания. Но можно ли глубоко и всесторонне показать героев и творцов новой жизни, изображая их вне основной деятельности, вне производства? Можно ли, например, показать новое творческое отношение к труду, наслаждение трудом, процесс облагораживания человека под влиянием честного и героического труда, не пока зав самого процесса труда, самой «тех нологии» производства? Думается, что нет. Такой подход неизбежно привёл бы к скольжению по поверхности. В. И. Ленин говорил: «Не понимая дел, нельзя понять и людей, иначекак... внеш не». В 1927 годувписьмек Сергееву-Цея- скому Горький указывал на исключи тельную важность темы труда и вместе с тем с горечью констатировал, что «на ша литература эту тему не любит, не трогала, может быть потому, что она требуегг пафоса, а где же он у нас, па фос? Но нужен. Необходим... И если б удалось почувствовать трагическую пре лесть жизни, изумительную красоту дея ния — далеко ушли бы мы». Ставя перед советскими писателями задачу изображения труда и людей тру да, Горький требовал: «...Мало знако миться только с результатом того, что делается; надо знакомиться с процессом, надо знакомиться с тем, как делается». В другом месте он требовал от писате лей: «Процессы производства надобно широко брать, не так, как сей час вы делаете это... На любом из заво дов, хотя бы на маленьком, происходит творческий процесс: разум овла девает силами природы для того, чтобы заставить их работать на себя — на чело
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2