Сибирские огни, 1954, № 4
за краем луга, за перелеском, ещё отды хало солнышко». Нельзя писать о природе без страст ной любви к ней. Автор рассказов «Пег репёлка» — охотник и натуралист. Сам он большой и горячей любовью любит родные просторы нашей Сибири, её реки и озёра, берёзовые колки, и вечерние за каты в раздольных полях, утренние зорь ки в росистых лугах, и леса, одевшиеся в бахрому снежного наряда. Эту свою любовь к природе родного края, что живёт в нашем сердце вместе с понятием — Советская Отчизна, он стремится передать своим юным читате лям. Трудно, очень трудно писать для де тей. Литератора, создающего произведе ния для юного читателя, на каждом шагу подстерегают опасности. Он, незаметно для себя, может «засушить» повествова ние, «овзрослить» его, или наоборот, стать в позу сюсюкающего взрослого дя ди, настойчиво вдалбливающего пропис ные истины. Трудность создания произведения для юных читателей состоит, на наш взгляд, в том, что автор должен, оставаясь «взрослым» повествователем, вести раз говор со своим читателем, учитывая осо бенности его психологии, ни на минуту не забывая о стремлении ребёнка ОТ КРЫВАТЬ МИР, самому быть СЛЕДО ПЫТОМ. Никандр Алексеев сумел преодолеть эти трудности. Своими рассказами он по могает ребёнку ещё пытливее смотреть на окружающий мир природы, отвечает на некоторые вопросы, могущие интере совать юного «первооткрывателя». Все пять рассказов связаны крепкой логикой развития, согреты хорошим чув ством, имеют для юного читателя и по знавательное значение. Следя за дей ствиями лаверака Фингала, юный чита тель узнаёт особенности этой породы охотничьих собак, он узнаёт много инте ресного о тетеревах, о куропатках, о пе репёлках. И, самое главное, все расска зы пробуждают в сердце ребёнка трепет ное чувство восхищения прелестными пейзажами родной стороны. Рассказы Никандра Алексеева с тру дом поддаются пересказу. В них нет «острых» углов сюжета. Автор, напри мер, рассказывает просто о том, как он собрался и пошёл на охоту вместе с мо лодым охотником Колей. Й вот два охот ника за городом. «Великолепные места! — говорит ав тор. — Овсище, гречишник — поля, пре рываемые невысокими, ещё совсем зелё ными берёзовыми перелесками. И толь ко осинки, покрасив свою листву под бронзу, уже торжественно встречают осень». «Непонятно, куда девались эти поле вые курочки — плотные рябенькие куро патки и перепёлки? Если перепёлок пуг нули в тёплую сторону наши инистые утренники, то куропатке не страшны на ши большие зимы, у неё в снегу тёплый дом— глубокая, прямая нора. Куропатка птица не перелётная». Это думает автор. Об этом думает и его спутник Коля. Уверяем, об этом же размышляет и юный читатель, кото рого, дружески взяв за руку, увлёк с со бой автор рассказа. Как известно, ребёнку присуще стрем ление даже неживые предметы наделять человеческими свойствами. И автор, пользуясь этой особенностью, стремится показать юному читателю природу живую, вечно волнующуюся и волную щую. Вот, к примеру, автор говорит о сентябре. «Я посмотрел на зелёную листву перелесков и в душе похвалил берёзки за то, что они не спешили позо- лотиться. Они, наверное, чувствовали, что лето ещё не закончилось». Или ещё. В рассказе «Куропатка» описан эпизод нападения петуха на кош ку, пытающуюся утянуть голубя. Спаса ет голубй «подружейная» собака Фин гал. Тому, что голубь спасён, радуется Леночка. Довольна собака. А петух? «Петух не понимает ласковых слов. Он гордый. Он несколько раз победонос но пропел. Может быть, он пел о благо родном поступке Фингала, может быть, о своих геройских подвигах. А голубь взлетел, расправляя помятые перья. Своей родне и друзьям он наоха- ет, наворкуето страшном происшествии». Проникновенно написан рассказ «Утро на озере». Право, после прочтения тако го рассказа не только юному читателю, но и взрослому захочется тоже сесть в лодку и вот так же, как герою расска за и Леночке, поплыть по зеркальной во де, встречая первую зарю, глядя, как «слева от лодки на воде переливается се ребром отражение Млечного пути», как «позади лодки остаётся на озере голубая с лазурными дорогами обочина». О чём бы ни рассказывал автор, он не оставляет своих героев и читателей про стыми созерцателями. Нет, и герои рас сказов и читатели в мире живой природы чувствуют себя активно. Например, в рассказе «Утро на озере» утёнок запу тался в сети и был пойман. «Я предоставил ему место на дне лод ки у моих ног и сказал: — Хочешь, живи с нами, хочешь — с камышами. Утёнок стоял, как бы раздумывая, с кем жить. И, наверное, хотел сказать: — Видно вы не плохие существа! — Он будегг помнить добро, — про шептала Леночка». Вот именно, наш советский человек, хозяин природы, — делает добро. Сила воздействия рассказов Никандра Алексеева в книге «Перепёлка» опреде ляется и лаконичным, свежим языком повествования. Автор очень экономен в словах. Коротко он умеет сказать мно гое. Пейзаж, картинку природы он как
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2