Сибирские огни, 1954, № 4

за краем луга, за перелеском, ещё отды­ хало солнышко». Нельзя писать о природе без страст­ ной любви к ней. Автор рассказов «Пег репёлка» — охотник и натуралист. Сам он большой и горячей любовью любит родные просторы нашей Сибири, её реки и озёра, берёзовые колки, и вечерние за­ каты в раздольных полях, утренние зорь­ ки в росистых лугах, и леса, одевшиеся в бахрому снежного наряда. Эту свою любовь к природе родного края, что живёт в нашем сердце вместе с понятием — Советская Отчизна, он стремится передать своим юным читате­ лям. Трудно, очень трудно писать для де­ тей. Литератора, создающего произведе­ ния для юного читателя, на каждом шагу подстерегают опасности. Он, незаметно для себя, может «засушить» повествова­ ние, «овзрослить» его, или наоборот, стать в позу сюсюкающего взрослого дя­ ди, настойчиво вдалбливающего пропис­ ные истины. Трудность создания произведения для юных читателей состоит, на наш взгляд, в том, что автор должен, оставаясь «взрослым» повествователем, вести раз­ говор со своим читателем, учитывая осо­ бенности его психологии, ни на минуту не забывая о стремлении ребёнка ОТ­ КРЫВАТЬ МИР, самому быть СЛЕДО­ ПЫТОМ. Никандр Алексеев сумел преодолеть эти трудности. Своими рассказами он по­ могает ребёнку ещё пытливее смотреть на окружающий мир природы, отвечает на некоторые вопросы, могущие интере­ совать юного «первооткрывателя». Все пять рассказов связаны крепкой логикой развития, согреты хорошим чув­ ством, имеют для юного читателя и по­ знавательное значение. Следя за дей­ ствиями лаверака Фингала, юный чита­ тель узнаёт особенности этой породы охотничьих собак, он узнаёт много инте­ ресного о тетеревах, о куропатках, о пе­ репёлках. И, самое главное, все расска­ зы пробуждают в сердце ребёнка трепет­ ное чувство восхищения прелестными пейзажами родной стороны. Рассказы Никандра Алексеева с тру­ дом поддаются пересказу. В них нет «острых» углов сюжета. Автор, напри­ мер, рассказывает просто о том, как он собрался и пошёл на охоту вместе с мо­ лодым охотником Колей. Й вот два охот­ ника за городом. «Великолепные места! — говорит ав­ тор. — Овсище, гречишник — поля, пре­ рываемые невысокими, ещё совсем зелё­ ными берёзовыми перелесками. И толь­ ко осинки, покрасив свою листву под бронзу, уже торжественно встречают осень». «Непонятно, куда девались эти поле­ вые курочки — плотные рябенькие куро­ патки и перепёлки? Если перепёлок пуг­ нули в тёплую сторону наши инистые утренники, то куропатке не страшны на­ ши большие зимы, у неё в снегу тёплый дом— глубокая, прямая нора. Куропатка птица не перелётная». Это думает автор. Об этом думает и его спутник Коля. Уверяем, об этом же размышляет и юный читатель, кото­ рого, дружески взяв за руку, увлёк с со­ бой автор рассказа. Как известно, ребёнку присуще стрем­ ление даже неживые предметы наделять человеческими свойствами. И автор, пользуясь этой особенностью, стремится показать юному читателю природу живую, вечно волнующуюся и волную­ щую. Вот, к примеру, автор говорит о сентябре. «Я посмотрел на зелёную листву перелесков и в душе похвалил берёзки за то, что они не спешили позо- лотиться. Они, наверное, чувствовали, что лето ещё не закончилось». Или ещё. В рассказе «Куропатка» описан эпизод нападения петуха на кош­ ку, пытающуюся утянуть голубя. Спаса­ ет голубй «подружейная» собака Фин­ гал. Тому, что голубь спасён, радуется Леночка. Довольна собака. А петух? «Петух не понимает ласковых слов. Он гордый. Он несколько раз победонос­ но пропел. Может быть, он пел о благо­ родном поступке Фингала, может быть, о своих геройских подвигах. А голубь взлетел, расправляя помятые перья. Своей родне и друзьям он наоха- ет, наворкуето страшном происшествии». Проникновенно написан рассказ «Утро на озере». Право, после прочтения тако­ го рассказа не только юному читателю, но и взрослому захочется тоже сесть в лодку и вот так же, как герою расска­ за и Леночке, поплыть по зеркальной во­ де, встречая первую зарю, глядя, как «слева от лодки на воде переливается се­ ребром отражение Млечного пути», как «позади лодки остаётся на озере голубая с лазурными дорогами обочина». О чём бы ни рассказывал автор, он не оставляет своих героев и читателей про­ стыми созерцателями. Нет, и герои рас­ сказов и читатели в мире живой природы чувствуют себя активно. Например, в рассказе «Утро на озере» утёнок запу­ тался в сети и был пойман. «Я предоставил ему место на дне лод­ ки у моих ног и сказал: — Хочешь, живи с нами, хочешь — с камышами. Утёнок стоял, как бы раздумывая, с кем жить. И, наверное, хотел сказать: — Видно вы не плохие существа! — Он будегг помнить добро, — про­ шептала Леночка». Вот именно, наш советский человек, хозяин природы, — делает добро. Сила воздействия рассказов Никандра Алексеева в книге «Перепёлка» опреде­ ляется и лаконичным, свежим языком повествования. Автор очень экономен в словах. Коротко он умеет сказать мно­ гое. Пейзаж, картинку природы он как

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2