Сибирские огни, 1954, № 4

времени эпохи, на фоне которой проис­ ходит действие. Очень мешает пьеседекларативность— авторы заставляют действующих лиц формулировать готовые мысли, забывая, что сам сюжет, сами драматические ситуации, сами образы должны натал­ кивать читателя и зрителя на необходи­ мые выводы— именно в этом заключает­ ся специфика художественной литерату­ ры. Сборник «Литературный Омск» завер­ шается маленьким очерком Т. Гонча­ ровой «По зову партии». Он написан по горячим следам событий и рассказывает о том, как встретили советские люди исторические решения сентябрьского Пленума ЦК КПСС. Разумеется, от этого очерка — одного из первых по времени написания — нельзя требовать глубины и обстоятель­ ности. Заметно, что автор ещё «не успел осмотреться», но, к чести Т. Гончаровой нужно сказать, что взволнованность лю­ дей, их увлечённость новыми горизонта­ ми, раскрытыми мудрыми решениями Пленума, она сумела запечатлеть, и в этом — её бесспорная заслуга. Когда дочитываешь последние страни­ цы сборника, ещё раз убеждаешься, что в целом он получился неинтересным, бледным, и главная причина этого — в нетребовательности ряда авторов к се­ бе, к своему труду. Думается, что ими было забыто сформулированное Маяков­ ским золотое правило «добычи радия»— «в грамм добыча, в год— труды. Изво­ дишь единого слова ради тысячи тонн словесной руды». В этом правиле нет исключений. Ю. Мостков. ГОЛОС СВОБОДНОГО НАРОДА 1 Современная китайская литература ещё мало знакома советскому читателю. Тем больший интерес вызывает каждое новое произведение китайского писателя, переведённое на русский язык. Несом­ ненно', привлечёт внимание широких чи­ тательских кругов небольшой сборник стихотворений поэтов нового Китая в пе­ реводе Леонида Черкасского, изданный в Чите. Творчество поэтов, чьи произведения вошли в сборник, отличает преданность великому делу освобождения многомил­ лионного народа, высокий патриотизм, горячая заинтересованность в успешном осуществлении демократических преоб­ разований в стране, подлинная народ­ ность. Эти творческие принципы выраже­ 1 « К и т а й г о в о р и т » . Сборник стихов китайских поэтов. Перевод с китайского Лео­ нида Черкасского. Читинское книжное изда­ тельство, 1954 г. ны о предельной ясностью в большинстве стихотворений, представленных в книге. «Народ поэта воспитал, Народ поэту голос дал. Так оправдай себя, поэт, могучим пеньем!» — восклицает Эми Сяо1в стихотворении «Тревога». Не о том должен тревожить­ ся поэт, забудутся ли его стихи через пятьсот лет, говорит Эми Сяо, а о том, чтобы они были дороги современникам, рождали у них веру в победу, волновали. «Народ — первый источник поэзии», «Я хочу, чтобы мои стихи стали оружи­ ем — оружием революции», «Хочу, что­ бы мой голос пел в унисон с голосом на­ рода», «Я лучше пожертвую собой, ноне пожертвую народом и поэзией», — эти заметки из записной книжки поэта Тянь Цзяня, приведённые в сборнике, характе­ ризуют не только его творчество. Произведения, составляющие первый раздел книги — «Годы борьбы», написа­ ны в период борьбы китайского народа за национальное освобождение против японских милитаристов и гоминданов­ ских реакционеров. В стихах поэтов Эми Сяо, Тянь Цзяня, Ван Цин-Линя, Ши- Чуаня, Чжу Дина, созданных в те годы, нашли выражение думы и чаяния наро­ да, содержатся страстные призывы к борьбе. Многие из этих произведений относятся к распространённому в Китае жанру «цзетоуши» — уличных стихов. Они напоминают известные «Окна Ро­ ста» В. Маяковского и созданы под не­ посредственным влиянием творчества ве­ ликого советского поэта. Афористичные, близкие к лозунгам, проникнутые боевым духом, эти стихи не могут оставить рав­ нодушным читателя. «Если мы не пойдём воевать, Нам свободными не бывать! Штыками проткнут нас незваны е гости. Ещё и укаж у т на наши кости: «Смотрите, это рабы!» — пишет в одном из таких «цзетоуши» Тянь Цзянь. «Хотите у зн ать вы, бряцая оружьем , Где спрятаны порох и ружья? Ищите, собаки, ночью и днём. Вам не найти их. В сердце моём Спрятаны порох и ружья», — говорит поэт в другом стихотворении. Творчество Тянь Цзяня наиболее пол­ но представлено в книге. Поэт посвящает свои стихи героям борьбы за освобожде­ ние, гневно клеймит предателей, облича­ ет врагов. Путь патриота — светлый путь, говорит поэт. У предателя одна до­ рога — к гибели. Прежде в Китае была широко распро­ странена поговорка «Хорошее железо не идёт на гвозди, хороший человек не идёт в солдаты». Тянь Цзянь показы­ вает новый, благородный облик воинов

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2