Сибирские огни, 1954, № 4
времени эпохи, на фоне которой проис ходит действие. Очень мешает пьеседекларативность— авторы заставляют действующих лиц формулировать готовые мысли, забывая, что сам сюжет, сами драматические ситуации, сами образы должны натал кивать читателя и зрителя на необходи мые выводы— именно в этом заключает ся специфика художественной литерату ры. Сборник «Литературный Омск» завер шается маленьким очерком Т. Гонча ровой «По зову партии». Он написан по горячим следам событий и рассказывает о том, как встретили советские люди исторические решения сентябрьского Пленума ЦК КПСС. Разумеется, от этого очерка — одного из первых по времени написания — нельзя требовать глубины и обстоятель ности. Заметно, что автор ещё «не успел осмотреться», но, к чести Т. Гончаровой нужно сказать, что взволнованность лю дей, их увлечённость новыми горизонта ми, раскрытыми мудрыми решениями Пленума, она сумела запечатлеть, и в этом — её бесспорная заслуга. Когда дочитываешь последние страни цы сборника, ещё раз убеждаешься, что в целом он получился неинтересным, бледным, и главная причина этого — в нетребовательности ряда авторов к се бе, к своему труду. Думается, что ими было забыто сформулированное Маяков ским золотое правило «добычи радия»— «в грамм добыча, в год— труды. Изво дишь единого слова ради тысячи тонн словесной руды». В этом правиле нет исключений. Ю. Мостков. ГОЛОС СВОБОДНОГО НАРОДА 1 Современная китайская литература ещё мало знакома советскому читателю. Тем больший интерес вызывает каждое новое произведение китайского писателя, переведённое на русский язык. Несом ненно', привлечёт внимание широких чи тательских кругов небольшой сборник стихотворений поэтов нового Китая в пе реводе Леонида Черкасского, изданный в Чите. Творчество поэтов, чьи произведения вошли в сборник, отличает преданность великому делу освобождения многомил лионного народа, высокий патриотизм, горячая заинтересованность в успешном осуществлении демократических преоб разований в стране, подлинная народ ность. Эти творческие принципы выраже 1 « К и т а й г о в о р и т » . Сборник стихов китайских поэтов. Перевод с китайского Лео нида Черкасского. Читинское книжное изда тельство, 1954 г. ны о предельной ясностью в большинстве стихотворений, представленных в книге. «Народ поэта воспитал, Народ поэту голос дал. Так оправдай себя, поэт, могучим пеньем!» — восклицает Эми Сяо1в стихотворении «Тревога». Не о том должен тревожить ся поэт, забудутся ли его стихи через пятьсот лет, говорит Эми Сяо, а о том, чтобы они были дороги современникам, рождали у них веру в победу, волновали. «Народ — первый источник поэзии», «Я хочу, чтобы мои стихи стали оружи ем — оружием революции», «Хочу, что бы мой голос пел в унисон с голосом на рода», «Я лучше пожертвую собой, ноне пожертвую народом и поэзией», — эти заметки из записной книжки поэта Тянь Цзяня, приведённые в сборнике, характе ризуют не только его творчество. Произведения, составляющие первый раздел книги — «Годы борьбы», написа ны в период борьбы китайского народа за национальное освобождение против японских милитаристов и гоминданов ских реакционеров. В стихах поэтов Эми Сяо, Тянь Цзяня, Ван Цин-Линя, Ши- Чуаня, Чжу Дина, созданных в те годы, нашли выражение думы и чаяния наро да, содержатся страстные призывы к борьбе. Многие из этих произведений относятся к распространённому в Китае жанру «цзетоуши» — уличных стихов. Они напоминают известные «Окна Ро ста» В. Маяковского и созданы под не посредственным влиянием творчества ве ликого советского поэта. Афористичные, близкие к лозунгам, проникнутые боевым духом, эти стихи не могут оставить рав нодушным читателя. «Если мы не пойдём воевать, Нам свободными не бывать! Штыками проткнут нас незваны е гости. Ещё и укаж у т на наши кости: «Смотрите, это рабы!» — пишет в одном из таких «цзетоуши» Тянь Цзянь. «Хотите у зн ать вы, бряцая оружьем , Где спрятаны порох и ружья? Ищите, собаки, ночью и днём. Вам не найти их. В сердце моём Спрятаны порох и ружья», — говорит поэт в другом стихотворении. Творчество Тянь Цзяня наиболее пол но представлено в книге. Поэт посвящает свои стихи героям борьбы за освобожде ние, гневно клеймит предателей, облича ет врагов. Путь патриота — светлый путь, говорит поэт. У предателя одна до рога — к гибели. Прежде в Китае была широко распро странена поговорка «Хорошее железо не идёт на гвозди, хороший человек не идёт в солдаты». Тянь Цзянь показы вает новый, благородный облик воинов
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2