Сибирские огни, 1954, № 4
К н иж н о е о б о з р е н и е Б Е З ТРЕБОВАТЕЛЬНОСТИ К СЕБЕ В четыре раздела сборника «Литера турный Омск»1вошли интересные по за мыслу стихи и рассказы, драма и очерк. К сожалению, значительная часть опуб ликованных произведений, несмотря на их жанровое разнообразие, имеет один общий признак — печать спешки и торопливости. Обратимся к первому разделу сбор ника. Здесь, бесспорно, имеются хорошие стихотворения. Это —«Партийный гимн» и «Первое сентября» Н. Почивалина, «Весёлый бор» Я. Журавлёва; интерес ны стихи И. Истомина в переводах с не нецкого И. Измайловского. Пожалуй, лишь это и можно отнести в актив поэтического раздела. В боль шинстве же стихов не всегда удаётся об наружить замысел автора, в них не хва тает чувства или мысли, зачастую не ощущаешь и того жизненного мате риала, на котором стихи должны стро иться. Например, в стихотворении С. Козло ва «Иртыш» автор сообщает, что слы шал об Иртыше ещё ребёнком, представ лял его себе по песне о Ермаке. Затем он рисует картину сегодняшнего Ирты ша, описывая, как «удаляется буксир «Ермак» — на баржах груз для наших новостроек». Этими строками завершаются стихи, оставляя читателя в недоумении: что же, собственно говоря, хотел сказать автор? Нет оснований думать, что это стихотво рение должно показать, как сбылись мечты лирического героя, в детстве меч тавшего об Иртыше, а затем оказавшего ся на великой сибирской реке. Ничто не говорит о том, что стихи построены на несовпадении между представлением об Иртыше и действительностью. Может быть, автора привлекла контрастность картин, нарисованных им, и он решил, что ничего больше для стихотворения не требуется? Однако механическисоеди нённые два зарифмованных факта (омеч I « Л и т е р а т у р н ы й Ом с к » , сборник произведений омских писателей . Омское книжное издательство , 1953 г. тах детства, и о том, что оказалось на деле) отнюдь не стали стихотворени ем, для этого мало привести имя Ермака в первых и последних строчках. Не чувствуется глубокого замысла и в стихотворении И. Листова «Встреча с героем». Пионеры встречаются с трак тористом, бывшим фронтовиком. Расска зав о войне, о своём теперешнем труде, тракторист заключает: — А какая вырастет пшеница В ваши годы, — знаете, друзья? Сказочно высокая, зернистая... Ей не страшен будет суховей. Ну, до новой встречи, трактористы Наших тучных будущих полей! Всё это верно, но что даёт основание считать зарифмованное сообщение о встрече пионеров с трактористом стихо творением? Многие стихи декларативны и напы щенны. Несмотря на ряд восклицатель ных знаков в стихотворении М. Махрова «Рожь», оно не волнует, в нём нет при знаков сердечного тепла, нет даже по пытки образно раскрыть тему, без чего поэзия невозможна. Каждый колос налит, окреп ,. Стебли плотной стеной стоят. Наша гордость — колхозный хлеб — В дело мира надёжный вклад! Эти строки дают представление обо всём стихотворении. Беда некоторых поэтов в том, что они не всегда видят изображаемое.- Напри мер, описывая летний дождь, Я. Горча ков говорит: Тополя и дома перевёрнуты В мутной ряби разлитых луж. Разве может что-либо отражаться в «мутной ряби» луж во время дождя? Ю. Шухов пишет: Вдоль села(?) таёжного плывёт Всем знакомый старый пароход. Капитана люди узнают, Радость долетает до кают. Капитан посмотрит то в планшет, То на берег, где разлился свет... Неясно, когда происходит дело. Если ночью, то люди не могут узнать капита на, если днём, то капитан не может ви деть свет на берегу. Нужно отметить и стилистическую небрежность в первой:
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2