Сибирские огни, 1954, № 4

Правильно указывая на значение идей­ но-революционных традиций и передового опыта великой русской и советской ли­ тературы в формировании и развитии бурят-монгольской литературы, нацио­ нальной по форме, социалистической по содержанию. М. Хамаганов почти ниче­ го не сказал о прогрессивных, демокра­ тических традициях родной культуры,; устного творчества, которые восприняты бурят-монгольскими писателями. В этой связи можно было бы сказать й об ре­ акционных наслоениях и традициях, ко­ торые отброшены бурят-монгольскими литераторами, народом. Автор не говорит о национальной форме своей родной литературы. А ведь вопрос о национальных особенностях очень важен. Ведь бурят-монгольская ли­ тература не является подражательной. Отсутствие правильного научно обосно­ ванного мнения по вопросам националь­ ных традиций и национальной формы привело некоторых бурят-монгольских писателей к неправильным выводам. Это нашло своё выражение в оценке эпоса «Гэсэр». Много столетий поэма о Гэсэре суще­ ствовала в устной передаче, и только в наше время драматург Намжил Болда- но составил сводный текст всего эпоса. Рукопись состоит из 25 тысяч стихотвор­ ных строк. Эпос «Гэсэр», бытующий среди наро­ дов центральной Азии, в том числе в са­ мобытной форме и среди бурят-монголь­ ского народа, был объявлен феодально­ ханским эпосом, прославляющим крова­ вые походы Чингис-хана, направленным своим острием против русского народа. Научная сессия, посвящённая вопросу изучения, эпоса «Гэсэр», проходившая в Улан-Удэ в феврале 1953 г., установи­ ла, что эпос, несмотря на ряд напласто­ ваний позднейших эпох, сохранил в себе народную основу, вобрал мифы и пред­ ставления, свойственные людям перво­ бытно-общинного общества, когда гос­ подствовал анимистический взгляд на яв­ ления природы. «Гэсэр» был создан как эпос в эпоху междуродовых и междупле- мёнвых войн и неурядиц. Все участники сессии отмечали свое- образие и самобытность бурят-монголь­ ского «Гэсэра». Оказалось, что этот эпос • несёт в себе наряду с реакционными и прогрессивно-демократические напла­ стования. Ошибка в оценке «Гэсэра» появилась в результате слабой идейной вооружён­ ности и неподготовленности товарищей, взявших на себя труд решать этот во­ прос. Ошибка не замедлила сказаться в практике работы Института культуры и Союза писателей. Затормозилось дело не только с изучением «Гэсэра», но и всего народного творчества. Делу разви­ тия литературы был нанесён ущерб. Социалистическую культуру нельзя отрывать от старой национальной куль- 12. «Сибирские огни» № 4. туры. Создание новой культуры проис­ ходит не путём ликвидации старой куль­ туры, а путём постепенного её развития, обогащения и совершенствования, путём отмирания элементов старого качества и накопления элементов нового качества/ Вряд ли кто из поэтов сейчас будет пользоваться формой улигера. Но, чтобы создавать национальную форму, способ-; ную наиболее полно выразить новое со­ циалистическое содержание, надо тща­ тельно изучить старую форму. В улиге- рах, например, есть много сочных и свет жих слов, замечательных острот, посло­ виц и поговорок. Это настоящий клад для писателя. Верно, что первым элементом нацио­ нально-литературной формы есть язык, на котором создаются литературныепро­ изведения. Но наряду о языком нацио- нальную форму определяют и такие элеь менты, как, например, отражённыевдан­ ном произведении особенности психиче­ ского склада народа, строй речи, систе­ ма стилистических приёмов, средства словесного изображения, традиции худо-; жественного мышления. В состав национальной спецификивхо­ дят и такие элементы, как национальная тематика, национальный быт. Искусство не может отвлечься от той среды, от тех материальных условий существования, в которых живёт народ. По мере того, как под влиянием изменений в стране меняется национальный характер, будет меняться и национальная форма. Нацио-i нальную форму следует рассматривать в её изменении, преобразовании, и каж­ дый раз выявлять то новое, что приобре­ тает она в своём движении вперёд... Из всего этого следует, что вопрос о национальных традициях и националь­ ной форме является для литературы очень жизненным, практически важным. Не решив этого вопроса, нельзя успешно развивать свою родную литературу, на­ циональную по форме, социалистическую по содержанию. Однако некритическое отношение кне­ которым образцам прошлого может на­ нести советской культуре непоправимый вред. Такое некритическое отношение дало себя знать в некоторых стихотворе­ ниях поэта Ш. Нимбуева, оказавшегося в плену улигеровой формы. Новое содер­ жание поэт старается раскрывать через восприятие дедов и прадедов, которые передают свои чувства посредством ули- геров и сказов («Песня о Байкале», «Слово счастливого деда»). Плохую услу­ гу новой поэзии оказывают и те поэты, которые строят свои произведения на звукосочетаниях, выдавая это за но­ ваторство. У Абидуева, например, есть стихотворение, построенное так, что его надо читать сверху вниз, по начальным буквам. У Мадасона есть стихотворение «Янтаба», написанное только на букву «я». Конечно, это голое трюкачество ни­ чего общего о поэзией не имеет.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2