Сибирские огни, 1954, № 4

В стихотворении Д. Хилтухина «В клубе»: «смех и хохот рвут воздух на куски». IV Зачинателями бурят-монгольской дра­ матургии являются Хоца Намсараев, Намжил Болдано, Аполлон Шадаев, Гомбо Цыдынжапов. Первая одноактная пьеса «Тьма» Хоца Намсараева была написана в 1919 году. Вслед за этим появились его. пьесы «Тёмная жизнь» (1921), «Оракул Дамби» (1922), «Революция» (1922), «Старик Барбадай» (1922), «Смотри на свою слепоту» (1923). Пьесы эти пере­ писывались от руки улусной молодёжью и с успехом шли на сценах изб-читален и клубов. Это были агитационные пьесы- импровизации, острые и злободневные по содержанию. Несмотря на драматургиче­ ское несовершенство, эти пьесы сыгра­ ли свою положительную роль в политиче­ ском и культурном воспитании бурят- монгольского народа. Писатель разобла­ чал врагов революции, показывал клас­ совое расслоение в бурятских улусах, боролся за новую жизнь. Пьесы были на­ сыщены революционным пафосом. Наиболее зрелым драматургическим произведением Хоца Намсараева являем ся пьеса «Кнут тайши», посвящённая изображению дореволюционной жизни Бурят-Монголии. В ней разоблачается плутовство и жадность лам и управите­ лей. Она и сейчас идёт на сцене музы­ кально-драматического театра в Улан- Удэ и в домах культуры. «Ключ счастья» — пьеса о бурят-мон­ гольской интеллигенции, которая сфор­ мировалась под живительным воздей­ ствием русской социалистической куль­ туры и представляет теперь значитель­ ную силу в республике. В пьесе хороши бытовые и культовые сцены. Однако в целом пьеса получилась неудачной. В ней надуман сюжет, много натурали­ стических эпизодов и деклараций. Есть в пьесе русский, Афанае Иванович, есть и парторг колхоза, но они почти не действуют. Аполлон Шадаев известен зрителям как автор музыкальной драмы «Баир», написанной в соавторстве с Цыдынжапо- вым и получившей хорошую оценку во время первой декады бурят-монгольского искусства в Москве. Намжил Болдано написал более три­ дцати пьес на исторические и колхозные темы. Известны его пьесы «Кулак и подкулачник», «Прорыв» и «Кто он?», отражающие жизнь бурятского улуса в период борьбы с кулачеством. Истори­ ческая пьеса «Энхэ Булат-батор», пере­ деланная затем в либретто оперы, с успехом прошла на декаде бурят-мон­ гольского искусства в Москве. В пред­ военные годы, в соавторстве С Эдэлем, Болдано написал пьесу «Эржэн»— о ге­ роическом труде советских людей Бурят- Монголии, а в годы войны пьесу «Ры­ баки Байкала». В этот же период была написана историческая пьеса «Бабжа- барас-батор» и либретто балета «Дочь седого Байкала» — о возникновении и укреплении дружбы бурят-монгольско­ го и русского народов. Драматург Болдано в годы войны пре­ имущественно работал над историческим и фольклорными сюжетами. Но в послед­ нее время он написал три пьесы из со­ временной жизни: «Баян-гол» («Богатая долина»), «Встреча» и «У истоков род­ ника». Пьеса «Баян-гол» значительна по теме. Она посвящена очень важному во­ просу — борьбе с засухой, орошению колхозных полей. Однако в художествен­ ном отношении пьеса страдает многими недостатками, типичными для всейбурят- монгольской драматургии. Герои пьесы много говорят, но мало действуют. Ха­ рактеры едва обозначены. Эти же недо­ статки присущи и его одноактной пьесе «Встреча» — о жизни бурят-монгольской молодёжи. Недостатки пьес «У истоков родника» Болдано и «Ошибка Дагбы» Батожабая могут служить примером, как отрицатель­ но сказалась на творчестве бурят-мон­ гольских драматургов пресловутая «тео­ рия» бесконфликтности. В пьесе «У истоков родника» кон­ фликт подменён затянувшимся спором председателя колхоза Раднаева с табун­ щиками о возможности использования быков и жерёбых кобыл на сельскохо­ зяйственных работах. Раднаев полагает, что на первом плане должна быть посев­ ная, на которой необходима тягловая сила. Старший табунщик (тесть председа­ теля) и жена Раднаева не согласны с его установкой. Построив свою пьесу на не­ доразумении, автор не смог доказать, что Раднаев — отрицательный персонаж. Не помогло драматургу и стремление созна­ тельно очернить Раднаева перед зрителя­ ми. Есть в пьесе такой эпизод: отпра­ вился председатель в районный центр на лучшем колхозном жеребце-производите- ле и измучил его быстрой ездой. Колхоз­ ники негодуют, один из них говорит, что председатель зазнался, что характер у него испортился. Это случилось с ним, якобы потому, что его захвалили, что у него от успехов закружилась голова.. Но все эти обвинения никак не под­ тверждаются поступками Раднаева. В пьесе не оказалось ни сквозного дей­ ствия, основанного на остром, значитель­ ном конфликте, ни глубоких мыслей и живых характеров. Пьеса Д. Батожабая «Ошибка Дагбы» ещё более беспомощна. В ней речь идёт о пользе колхозной художественной само­ деятельности. Председатель колхоза Дагба Доржиев убеждается в конце концов в том, что самодеятельность

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2