Сибирские огни, 1954, № 4
В стихотворении Д. Хилтухина «В клубе»: «смех и хохот рвут воздух на куски». IV Зачинателями бурят-монгольской дра матургии являются Хоца Намсараев, Намжил Болдано, Аполлон Шадаев, Гомбо Цыдынжапов. Первая одноактная пьеса «Тьма» Хоца Намсараева была написана в 1919 году. Вслед за этим появились его. пьесы «Тёмная жизнь» (1921), «Оракул Дамби» (1922), «Революция» (1922), «Старик Барбадай» (1922), «Смотри на свою слепоту» (1923). Пьесы эти пере писывались от руки улусной молодёжью и с успехом шли на сценах изб-читален и клубов. Это были агитационные пьесы- импровизации, острые и злободневные по содержанию. Несмотря на драматургиче ское несовершенство, эти пьесы сыгра ли свою положительную роль в политиче ском и культурном воспитании бурят- монгольского народа. Писатель разобла чал врагов революции, показывал клас совое расслоение в бурятских улусах, боролся за новую жизнь. Пьесы были на сыщены революционным пафосом. Наиболее зрелым драматургическим произведением Хоца Намсараева являем ся пьеса «Кнут тайши», посвящённая изображению дореволюционной жизни Бурят-Монголии. В ней разоблачается плутовство и жадность лам и управите лей. Она и сейчас идёт на сцене музы кально-драматического театра в Улан- Удэ и в домах культуры. «Ключ счастья» — пьеса о бурят-мон гольской интеллигенции, которая сфор мировалась под живительным воздей ствием русской социалистической куль туры и представляет теперь значитель ную силу в республике. В пьесе хороши бытовые и культовые сцены. Однако в целом пьеса получилась неудачной. В ней надуман сюжет, много натурали стических эпизодов и деклараций. Есть в пьесе русский, Афанае Иванович, есть и парторг колхоза, но они почти не действуют. Аполлон Шадаев известен зрителям как автор музыкальной драмы «Баир», написанной в соавторстве с Цыдынжапо- вым и получившей хорошую оценку во время первой декады бурят-монгольского искусства в Москве. Намжил Болдано написал более три дцати пьес на исторические и колхозные темы. Известны его пьесы «Кулак и подкулачник», «Прорыв» и «Кто он?», отражающие жизнь бурятского улуса в период борьбы с кулачеством. Истори ческая пьеса «Энхэ Булат-батор», пере деланная затем в либретто оперы, с успехом прошла на декаде бурят-мон гольского искусства в Москве. В пред военные годы, в соавторстве С Эдэлем, Болдано написал пьесу «Эржэн»— о ге роическом труде советских людей Бурят- Монголии, а в годы войны пьесу «Ры баки Байкала». В этот же период была написана историческая пьеса «Бабжа- барас-батор» и либретто балета «Дочь седого Байкала» — о возникновении и укреплении дружбы бурят-монгольско го и русского народов. Драматург Болдано в годы войны пре имущественно работал над историческим и фольклорными сюжетами. Но в послед нее время он написал три пьесы из со временной жизни: «Баян-гол» («Богатая долина»), «Встреча» и «У истоков род ника». Пьеса «Баян-гол» значительна по теме. Она посвящена очень важному во просу — борьбе с засухой, орошению колхозных полей. Однако в художествен ном отношении пьеса страдает многими недостатками, типичными для всейбурят- монгольской драматургии. Герои пьесы много говорят, но мало действуют. Ха рактеры едва обозначены. Эти же недо статки присущи и его одноактной пьесе «Встреча» — о жизни бурят-монгольской молодёжи. Недостатки пьес «У истоков родника» Болдано и «Ошибка Дагбы» Батожабая могут служить примером, как отрицатель но сказалась на творчестве бурят-мон гольских драматургов пресловутая «тео рия» бесконфликтности. В пьесе «У истоков родника» кон фликт подменён затянувшимся спором председателя колхоза Раднаева с табун щиками о возможности использования быков и жерёбых кобыл на сельскохо зяйственных работах. Раднаев полагает, что на первом плане должна быть посев ная, на которой необходима тягловая сила. Старший табунщик (тесть председа теля) и жена Раднаева не согласны с его установкой. Построив свою пьесу на не доразумении, автор не смог доказать, что Раднаев — отрицательный персонаж. Не помогло драматургу и стремление созна тельно очернить Раднаева перед зрителя ми. Есть в пьесе такой эпизод: отпра вился председатель в районный центр на лучшем колхозном жеребце-производите- ле и измучил его быстрой ездой. Колхоз ники негодуют, один из них говорит, что председатель зазнался, что характер у него испортился. Это случилось с ним, якобы потому, что его захвалили, что у него от успехов закружилась голова.. Но все эти обвинения никак не под тверждаются поступками Раднаева. В пьесе не оказалось ни сквозного дей ствия, основанного на остром, значитель ном конфликте, ни глубоких мыслей и живых характеров. Пьеса Д. Батожабая «Ошибка Дагбы» ещё более беспомощна. В ней речь идёт о пользе колхозной художественной само деятельности. Председатель колхоза Дагба Доржиев убеждается в конце концов в том, что самодеятельность
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2