Сибирские огни, 1954, № 4

бескорыстной братской помощи великого русского народа, его культуры, искус­ ства и литературы. Он посвятил этой большой теме ряд своих стихов: «В биб­ лиотеке имени Ленина», «У памятника Пушкину», «Река гения». Стихи Ж. Тумунова радуют нас глубо­ ким оптимизмом, активным отношением к действительности. Творческой удачей Ж. Тумунова являются стихи: «Слово гуртоправа», «На покосе», «Онон», «Мы строим паровозы». Последнее стихотво- рениб интересно тем, что в нём нашла своё отражение тема индустриализации Бурят-Монголии, ещё мало разработан­ ная другими поэтами. Ж. Тумунов вос­ певает индустриальный труд и плоды этого труда: Наш честный труд, в машины воплощённый, По магистралям Родины лети! По всем путям моей Отчизны милой. Во все края!.. Приветствием руки, Друзья, встречайте символ нашей силы— Встречайте паровозные гудки! Ведь это голос нашего завода! Ведь это паровозы говорят О дружбе, укрепившейся на годы, — О вечной дружбе русских и бурят! Ч. Цыдендамбаев свой первый сборник стихов «Дни моей родины» опубликовал в 1940 году. Во время Великой Отече­ ственной войны была напечатана его вто­ рая книга («По пути победы») и его пер­ вая поэма «Гвардейцы». Он привлёк внимание читателей свежестью и своег образием своего поэтического голоса. Лирика его очень задушевна, поэтические образы оригинальны — берёт ли он боль­ шие политические темы, или изображает свои внутренние переживания. Стихи Ч. Цыдендамбаева проникнуты любовью к родному краю, родной при­ роде; характерно в этом отношении сти­ хотворение «На берегу Байкала»; здесь описание озера органически сливается с тонким изображением переживаний лирических героев. О новой Бурят-Монголии, о её людях, о богатой и яркой природе родной рес­ публики рассказывают в своих стихах поэты Шираб Нимбуев и Цокто Номтоев. В их стихах много лирической взволно­ ванности. Интересна большая поэма молодого поэта Цыден-Жапа Жимбиева «Баян Нуга» («Богатая нива»), посвящённая современной колхозной жизни. Возвра­ тившись в свой родной колхоз после учёбы, комсомолка Дулма Дагбаева ре­ шила сделать урожайной заброшенную землю. Председатель колхоза Тугэлдер Дампилов не верит в затею молодого аг­ ронома. Он выступает на собрании про­ тив предложения Дулмы. Но ценный почин комсомолки поддерживает парт­ орг колхоза Антон Маркелович Дубов, сын сосланного в царские времена сле- саря-путиловца. Русский коммунист Ду­ бов изображён автором, как воспитатель и друг колхозников. Под его руковод­ ством колхозники преодолевают трудно­ сти, преобразуют природу. Он выступает против местнических настроений, против самоуспокоенности и зазнайства. Он го­ ворит: И планы в жизнь перенеся, Начнём вершить дела. Чтобы стахановскою Вся Республика была. И не республику одну, Не для одних бурят, — Должны мы превратить страну В сплошной цветущий сад! Под руководством парторга Дубова, комсомольцы во главе с агрономом доби­ ваются освоения пустующих земель, вы­ ращивают богатый урожай. Поэма «Богатая нива» может быть признана, как творческая удача молодого поэта. В ней затронуты и поставлены такие вопросы колхозной жизни, которые будут волновать читателя и сегодня. Поэ­ ма направлена против людей зазнавших­ ся, желающих почить на достигнутых успехах. Парторг Дубов и комсомолка Дулма Дагбаева предстают перед читате­ лем, как люди инициативные и политичег ски зрелые. Они понимают свои задачи не местнически, a по-государственному; Молодые писатели Бурят-Монголии входят в литературу с чувством ответ­ ственности перед своим народом, откли­ каются на самые существенные вопросы, выдвигаемые жизнью. В творчестве мо­ лодого поэта Дамба Жалсараева, в таких стихотворениях, как «За мир во всём мире», «Портрет Сталина», воплощена- тема борьбы за мир. Взволнованно и горячо поэт заявляет: «За мир во всём мире!» — слова, что в суровые дни В сердцах у людей золотыми плодами созрели. Народною правдой посеяны были они. Народной любви их лучи золотые согрели. Гневно говорят об американских им­ периалистических хищниках поэтыЖим- биев в «Балладе об ордене», Стенькин в стихотворении «Враги человечества». Несомненно, что лучшие образцы рус­ ской классической и советской поэзии помогли формированию бурят-монголь­ ской поэзии. Ощутимое влияние оказала поэзия Пушкина, Некрасова, Маяковско­ го, Демьяна Бедного. Следует сказать вместе с этим, что- многие стихи бурят-монгольских поэтов слишком декларативны, им недостаёт конкретности, горячего человеческого сердца. Есть стихи, в которых нет примет на­ шего времени. Встречаются стихи совер­ шенно слабые. Вот один из примеров: Столица в праздничном наряде Цветёт, пылает кумачом. Венки портретов на параде Запахли свежим кедрачом. (Н. Святогор. «Праздник»),.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2