Сибирские огни, 1954, № 4
баев напишет и вторую книгу, в кото рой покажет Банзарова студентом в Ка зани, а затем учёным— воспитанником передовых представителей русской обще ственной мысли: В. Г. Белинского, А. И. Герцена, петрашевцев. Язык романа образен и живописен. Автор избежал вредной стилизации и злоупотребления архаизмами, умело использовал пословицы и поговорки, от дельные фольклорные мотивы. Сочетая традиции великой русской и советской литературы с традициями народного творчества, Чимит Цыдендам- баев сумел создать произведение по фор ме глубоко национальное и самобытное. Повесть Цыре-на Очирова «Долина счастья» (1950) отражает послевоенную жизнь бурят-монгольских колхозников, правильно освещает насущные вопросы колхозного строительства. В ней расска зывается о том, что не во всех колхозах дела идут одинаково хорошо. Новаторы колхозного движения, преодолевая со противление некоторых руководителей, не умеющих' смотреть вперёд, ставят во прос об объединении мелких, малодоход ных колхозов. Первый из укрупнённых колхозов разработал пятилетний план развития своего хозяйства. Колхозники предполагают строить новый ороситель ный канал, электростанцию, театр, шко- лу-десятилетку, амбулаторию, дом отды ха, стадион. Так долина, где прежде жи ли в нужде и нищете отсталые кочевни ки, превращается в долину счастья. Отрадное явление в бурят-монгольской литературе представляет развитие жанра рассказа. Обращают на себя внимание, кроме уже указанных нами рассказов Хоца Намсараева, рассказы М. Степано ва, В. Сергеева, Ц. Жгибиева, опублико ванные в альманахе «Байкал». Значителен по теме и по художествен^ ному воплощению рассказ Михаила Сте панова «Земля горит» — о подлых при-> ёмах американских захватчиков в Забай калье в первые годы революции. Весьма своеобразен рассказ Цыден- Жапа Жимбиева «Голубь тёти Эрдэни». В нём изображается бурятка-пастушка Эрдэни, которая своим трудом борется за мир, глубоко сочувствует героическому корейскому народу в его священной борьбе против американских империали стов. К сожалению, встречается немало вею щей идейно незрелых и неполноценных в художественном отношении. Так мно гие рассказы, помещённые в альманахе «Байкал», не поднимают серьёзных про блем, подчас строятся на случайных кон фликтах. Таковы рассказы В. Штерен- берга «Голос сердца» и Цыден-Жапа Жимбиева «Золотое море». В последнем говорится о том, как инспектор по каче- сту старик Абай поборол свою болезнь горячим желанием дожить до коммуниз- ма. Поверхностно и примитивно написан Б. Мунгановым рассказ «Сержуня». В этих торопливых этюдах нет ни све жих поучительных мыслей, ни характе- ров. Они не способны заинтересовать читателя. III В бурят-монгольской поэзии мы встре чаем поэтов разных поколений. В своих стихотворениях они прославляют социа листическую родину, созидательный труд советских людей, Коммунистическую партию Советского Союза. Большое ме сто занимают стихи о мира, о дружбе на родов. Первое стихотворение Хоца Намсарае- ва появилось в 1925 году в республи канской газете «Бурят-монголой унэн». Оно начиналось словами: «Ушло старое время, кануло в вечность, и на смену ему засияло солнце новой жизни...» Поэт говорил в нём о свободе и счастье бурят-монгольского народа в дружной семье советских республик. Глубокой любовью и благодарностью проникнуты стихи Намсараева, обращён ные к великому русскому народу, к пар тии, чья неустанная забота и внимание превратили отсталую и угнетённую окраину царской России в свободную и процветающую социалистическую рес публику. Поэт Бабасан Абидуев (1909— 1939) по праву считается в республике зачина телем детской бурят-монгольской литера туры. Его сказки «Укротитель тигра», «Шалай и Шанай», «Козлёнок», «Лету чая мышь» широко известны вреспубли ке. Кроме того, он, лирическийпоэт, вос пел в своих стихахсоциалистическоепре образование бурят-монгольской деревни, труд колхозников, природу Бурят-Мон- голии. В стихотворной новелле «Само лёт» поэт рассказывает, как лётчик- бурят-монгол, вернувшись из Красной Армии, избавил свой улус от саранчи, рассеял предрассудки, насаждаемые ла мами. Поэт и прозаик Жамсо Туманов — участник Великой Отечественной войны. Образ советского воина, защищающего свою социалистическую отчизну, лёг в основу значительного цикла его сти хов... Большая поэма Ж. Тумунова «Сухэ-Батор» посвящена мужественной жизни революционного вождя монголь ского народа—Сухэ-Батора, верного дру га Советского Союза. В основе поэмы лежат подлинные исторические факты: борьба монгольско го народа за национальную независи мость и раскрепощение от феодального гнёта в результате Великой Октябрьской социалистической революции. Вырази тельны строфы поэмы, где рассказывает ся о встрече Сухэ-Батора с Лениным и Сталиным в Кремле. Ж. Тумунов подчёркивает значение в жизни бурят-монгольского народа
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2