Сибирские огни, 1954, № 4

баев напишет и вторую книгу, в кото­ рой покажет Банзарова студентом в Ка­ зани, а затем учёным— воспитанником передовых представителей русской обще­ ственной мысли: В. Г. Белинского, А. И. Герцена, петрашевцев. Язык романа образен и живописен. Автор избежал вредной стилизации и злоупотребления архаизмами, умело использовал пословицы и поговорки, от­ дельные фольклорные мотивы. Сочетая традиции великой русской и советской литературы с традициями народного творчества, Чимит Цыдендам- баев сумел создать произведение по фор­ ме глубоко национальное и самобытное. Повесть Цыре-на Очирова «Долина счастья» (1950) отражает послевоенную жизнь бурят-монгольских колхозников, правильно освещает насущные вопросы колхозного строительства. В ней расска­ зывается о том, что не во всех колхозах дела идут одинаково хорошо. Новаторы колхозного движения, преодолевая со­ противление некоторых руководителей, не умеющих' смотреть вперёд, ставят во­ прос об объединении мелких, малодоход­ ных колхозов. Первый из укрупнённых колхозов разработал пятилетний план развития своего хозяйства. Колхозники предполагают строить новый ороситель­ ный канал, электростанцию, театр, шко- лу-десятилетку, амбулаторию, дом отды­ ха, стадион. Так долина, где прежде жи­ ли в нужде и нищете отсталые кочевни­ ки, превращается в долину счастья. Отрадное явление в бурят-монгольской литературе представляет развитие жанра рассказа. Обращают на себя внимание, кроме уже указанных нами рассказов Хоца Намсараева, рассказы М. Степано­ ва, В. Сергеева, Ц. Жгибиева, опублико­ ванные в альманахе «Байкал». Значителен по теме и по художествен^ ному воплощению рассказ Михаила Сте­ панова «Земля горит» — о подлых при-> ёмах американских захватчиков в Забай­ калье в первые годы революции. Весьма своеобразен рассказ Цыден- Жапа Жимбиева «Голубь тёти Эрдэни». В нём изображается бурятка-пастушка Эрдэни, которая своим трудом борется за мир, глубоко сочувствует героическому корейскому народу в его священной борьбе против американских империали­ стов. К сожалению, встречается немало вею­ щей идейно незрелых и неполноценных в художественном отношении. Так мно­ гие рассказы, помещённые в альманахе «Байкал», не поднимают серьёзных про­ блем, подчас строятся на случайных кон­ фликтах. Таковы рассказы В. Штерен- берга «Голос сердца» и Цыден-Жапа Жимбиева «Золотое море». В последнем говорится о том, как инспектор по каче- сту старик Абай поборол свою болезнь горячим желанием дожить до коммуниз- ма. Поверхностно и примитивно написан Б. Мунгановым рассказ «Сержуня». В этих торопливых этюдах нет ни све­ жих поучительных мыслей, ни характе- ров. Они не способны заинтересовать читателя. III В бурят-монгольской поэзии мы встре­ чаем поэтов разных поколений. В своих стихотворениях они прославляют социа­ листическую родину, созидательный труд советских людей, Коммунистическую партию Советского Союза. Большое ме­ сто занимают стихи о мира, о дружбе на­ родов. Первое стихотворение Хоца Намсарае- ва появилось в 1925 году в республи­ канской газете «Бурят-монголой унэн». Оно начиналось словами: «Ушло старое время, кануло в вечность, и на смену ему засияло солнце новой жизни...» Поэт говорил в нём о свободе и счастье бурят-монгольского народа в дружной семье советских республик. Глубокой любовью и благодарностью проникнуты стихи Намсараева, обращён­ ные к великому русскому народу, к пар­ тии, чья неустанная забота и внимание превратили отсталую и угнетённую окраину царской России в свободную и процветающую социалистическую рес­ публику. Поэт Бабасан Абидуев (1909— 1939) по праву считается в республике зачина­ телем детской бурят-монгольской литера­ туры. Его сказки «Укротитель тигра», «Шалай и Шанай», «Козлёнок», «Лету­ чая мышь» широко известны вреспубли­ ке. Кроме того, он, лирическийпоэт, вос­ пел в своих стихахсоциалистическоепре­ образование бурят-монгольской деревни, труд колхозников, природу Бурят-Мон- голии. В стихотворной новелле «Само­ лёт» поэт рассказывает, как лётчик- бурят-монгол, вернувшись из Красной Армии, избавил свой улус от саранчи, рассеял предрассудки, насаждаемые ла­ мами. Поэт и прозаик Жамсо Туманов — участник Великой Отечественной войны. Образ советского воина, защищающего свою социалистическую отчизну, лёг в основу значительного цикла его сти­ хов... Большая поэма Ж. Тумунова «Сухэ-Батор» посвящена мужественной жизни революционного вождя монголь­ ского народа—Сухэ-Батора, верного дру­ га Советского Союза. В основе поэмы лежат подлинные исторические факты: борьба монгольско­ го народа за национальную независи­ мость и раскрепощение от феодального гнёта в результате Великой Октябрьской социалистической революции. Вырази­ тельны строфы поэмы, где рассказывает­ ся о встрече Сухэ-Батора с Лениным и Сталиным в Кремле. Ж. Тумунов подчёркивает значение в жизни бурят-монгольского народа

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2