Сибирские огни, 1954, № 4

самобытности и своеобразия. Это одно из наиболее художественно зрелых произве­ дений бурят-монгольской прозы. В романе изображается детство и юность первого бурятского учёного Дор- жи Банзарова, вышедшего из народных низов, прославившего бурят-монгольский народ своей научной деятельностью, в условиях, когда эта деятельность была сопряжена с преодолением серьёз­ ных препятствий. Сначала мы видим Банзарова в кругу семьи, в улусе, потом в Кяхтинской русско-монгольской войсковой школе, где Банзаров впервые приобщается к вели­ кой русской культуре. Чимит Цыдендамбаев изображает жизнь Банзарова на широком социаль- ном фоне. И в улусе и в Кяхте проис­ ходят процессы большого общественного значения. С одной стороны— идёт сближение бурятской верхушки с пред­ ставителями царской власти о целью обуздания народных масс, с другой — сближение русских и бурятских бедняков на почве общей борьбы против царизма, против классового угнетения. Заметное и важное влияние на политическое и культурное развитие местного населен ния оказали ссыльные декабристы: братья Бестужевы, Торсон, М. Кюхель­ бекер. Автор выводит в романе представите­ лей бурят-монгольской знати и царской власти, угнетателей народа. Богач Мар- ханеай Жарбаев — невежественный и жестокий человек. Он не копит золота и серебра, как это делает тайша Ломбо- цыренов. Всё богатство у Мархансая на дворе, а не в сундуке. Он владелец бес­ численных стад скота. По одежде его не отличишь от соседей. Зимою он носит за­ саленную овчинную шубу, а летом неиз­ менный синий халат. Он изворотлив и хитёр, но трудовой народ давно раску­ сил и ненавидит его. Тайша Ломбоцыренов в Степной ду­ ме—; «второе лицо после бога». Это он подарил жене иркутского губернатора соболей на несколько тысяч рублей и по­ чти до смерти избил бедняка Хышктуя из-за сорока пяти копеек. Миру богачей писатель противопоста­ вил мир бедняков. Это тёмный и заби­ тый, но в то же время весёлый, жизне- радостный народ. Вот старый улигершин (сказитель) Борхонок. Надолго запоми­ наются его слова: «— Есть улигеры— как арака... Они туманят голову. Если человек поверит в них, он пойдёт по плохой дороге... А есть... улигеры, разгоняющие грусть, очищающие душу. Они зажигают в лю­ дях огонь смелости, дают силу... Они до­ роги сердцу каждого честного бурята». Так устами своего героя писатель от­ вечает на один из важных вопросов раз­ вития своей родной литературы— о тра­ дициях и современности, об использова­ нии народного творчества. Вот Еши Жамсуев. Всё его богатство составляют кобыла Рыжуха да музы­ кальный инструмент хур. Он талантли­ вый музыкант. Однажды на свадьбе у богача он сыграл такое, что все замер­ ли от удивления. «Хур залаял паршивой собачёнкой, запел тонким комариным го­ лосом, потом какой-то невидимой птицей. Это был плевок в лицо хозяина». Бедняк Эрдэмтэ немало потрудился, чтобы соорудить оросительную канаву. Но его трудом пользуются богачи. Когда Эрдэмтэ снял дерновую перемычку, что­ бы напоить свою исстрадавшуюся от жажды землю, на чёрном жеребце при­ мчался прислужник Мархансая Гомбо Цоктоев и приказал перекрыть канаву дерном, чтобы вода шла только на по­ косы богачей. Эрдэмтэ со слезами на глазах закры­ вает дерном канаву. У него дрожат руки от обиды и гнева, но он вынужден скры­ вать свою ненависть. Он рассказывает таким же, как он, беднякам о своём горе. У кого-то возникает мысль убить Гомбо Цоктоева. Но бедняк Ухинхэн со­ ветует поступить иначе. Чтобы проучить богачей, он предлагает никому не итти косить к Мархансаю. «Все мы в долгу у Мархансая, — го­ ворит он. — Все мы обязаны косить у него. А мы возьмём да и не придём, когда он прикажет. Что он может сде­ лать? Ничего не может... Пусть лопнетот злости. Если бы один кто не пришёл, он избить мог бы или в степную яму от­ править. А со всеми что сделает?» Так, впервые у бурят-монгольских бед­ няков рождается мысль о классовой со­ лидарности, и это убедительно показано писателем. С какой надеждой слушают они рас­ сказ Ухинхэна о его встрече с Николаем Бестужевым на Петровском заводе. Бе­ стужев открывает ему глаза на социаль­ ное зло, на причины бедности, но и он не может указать выхода и путей борь­ бы. На вопрос Эрдэмтэ: — Что же де­ лать, как быть? — Ухинхэн не находит ответа. И это глубоко верно. Такова историческая правда. Ответ придёт поз­ же, когда на историческую сцену высту­ пят коммунисты, а пока бедняки лишь жадно внимают рассказу бывалого Ухин­ хэна и размышляют над тем, как быть. И хотя Бестужева нет в романе, — о нём лишь говорят другие, понятно, что приход декабристов в Забайкалье явил­ ся громадным прогрессивным событием. Интересно задуман и решён образ ссыльного русского крестьянина, «масте­ ра на все руки» Степана Тимофеевича. Он обучает бурят-монголов ремёслам, выручает в беде. Вместе с его сыном Сашей Доржи Банзаров стал изучать русский язык. Мы расстаёмся с Доржи Банзаровым в тот момент, когда он, окончив войско­ вую школу, едет в Казанскую гимназию. Надо полагать, что Чимит Цыдендам-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2