Сибирские огни, 1954, № 4
самобытности и своеобразия. Это одно из наиболее художественно зрелых произве дений бурят-монгольской прозы. В романе изображается детство и юность первого бурятского учёного Дор- жи Банзарова, вышедшего из народных низов, прославившего бурят-монгольский народ своей научной деятельностью, в условиях, когда эта деятельность была сопряжена с преодолением серьёз ных препятствий. Сначала мы видим Банзарова в кругу семьи, в улусе, потом в Кяхтинской русско-монгольской войсковой школе, где Банзаров впервые приобщается к вели кой русской культуре. Чимит Цыдендамбаев изображает жизнь Банзарова на широком социаль- ном фоне. И в улусе и в Кяхте проис ходят процессы большого общественного значения. С одной стороны— идёт сближение бурятской верхушки с пред ставителями царской власти о целью обуздания народных масс, с другой — сближение русских и бурятских бедняков на почве общей борьбы против царизма, против классового угнетения. Заметное и важное влияние на политическое и культурное развитие местного населен ния оказали ссыльные декабристы: братья Бестужевы, Торсон, М. Кюхель бекер. Автор выводит в романе представите лей бурят-монгольской знати и царской власти, угнетателей народа. Богач Мар- ханеай Жарбаев — невежественный и жестокий человек. Он не копит золота и серебра, как это делает тайша Ломбо- цыренов. Всё богатство у Мархансая на дворе, а не в сундуке. Он владелец бес численных стад скота. По одежде его не отличишь от соседей. Зимою он носит за саленную овчинную шубу, а летом неиз менный синий халат. Он изворотлив и хитёр, но трудовой народ давно раску сил и ненавидит его. Тайша Ломбоцыренов в Степной ду ме—; «второе лицо после бога». Это он подарил жене иркутского губернатора соболей на несколько тысяч рублей и по чти до смерти избил бедняка Хышктуя из-за сорока пяти копеек. Миру богачей писатель противопоста вил мир бедняков. Это тёмный и заби тый, но в то же время весёлый, жизне- радостный народ. Вот старый улигершин (сказитель) Борхонок. Надолго запоми наются его слова: «— Есть улигеры— как арака... Они туманят голову. Если человек поверит в них, он пойдёт по плохой дороге... А есть... улигеры, разгоняющие грусть, очищающие душу. Они зажигают в лю дях огонь смелости, дают силу... Они до роги сердцу каждого честного бурята». Так устами своего героя писатель от вечает на один из важных вопросов раз вития своей родной литературы— о тра дициях и современности, об использова нии народного творчества. Вот Еши Жамсуев. Всё его богатство составляют кобыла Рыжуха да музы кальный инструмент хур. Он талантли вый музыкант. Однажды на свадьбе у богача он сыграл такое, что все замер ли от удивления. «Хур залаял паршивой собачёнкой, запел тонким комариным го лосом, потом какой-то невидимой птицей. Это был плевок в лицо хозяина». Бедняк Эрдэмтэ немало потрудился, чтобы соорудить оросительную канаву. Но его трудом пользуются богачи. Когда Эрдэмтэ снял дерновую перемычку, что бы напоить свою исстрадавшуюся от жажды землю, на чёрном жеребце при мчался прислужник Мархансая Гомбо Цоктоев и приказал перекрыть канаву дерном, чтобы вода шла только на по косы богачей. Эрдэмтэ со слезами на глазах закры вает дерном канаву. У него дрожат руки от обиды и гнева, но он вынужден скры вать свою ненависть. Он рассказывает таким же, как он, беднякам о своём горе. У кого-то возникает мысль убить Гомбо Цоктоева. Но бедняк Ухинхэн со ветует поступить иначе. Чтобы проучить богачей, он предлагает никому не итти косить к Мархансаю. «Все мы в долгу у Мархансая, — го ворит он. — Все мы обязаны косить у него. А мы возьмём да и не придём, когда он прикажет. Что он может сде лать? Ничего не может... Пусть лопнетот злости. Если бы один кто не пришёл, он избить мог бы или в степную яму от править. А со всеми что сделает?» Так, впервые у бурят-монгольских бед няков рождается мысль о классовой со лидарности, и это убедительно показано писателем. С какой надеждой слушают они рас сказ Ухинхэна о его встрече с Николаем Бестужевым на Петровском заводе. Бе стужев открывает ему глаза на социаль ное зло, на причины бедности, но и он не может указать выхода и путей борь бы. На вопрос Эрдэмтэ: — Что же де лать, как быть? — Ухинхэн не находит ответа. И это глубоко верно. Такова историческая правда. Ответ придёт поз же, когда на историческую сцену высту пят коммунисты, а пока бедняки лишь жадно внимают рассказу бывалого Ухин хэна и размышляют над тем, как быть. И хотя Бестужева нет в романе, — о нём лишь говорят другие, понятно, что приход декабристов в Забайкалье явил ся громадным прогрессивным событием. Интересно задуман и решён образ ссыльного русского крестьянина, «масте ра на все руки» Степана Тимофеевича. Он обучает бурят-монголов ремёслам, выручает в беде. Вместе с его сыном Сашей Доржи Банзаров стал изучать русский язык. Мы расстаёмся с Доржи Банзаровым в тот момент, когда он, окончив войско вую школу, едет в Казанскую гимназию. Надо полагать, что Чимит Цыдендам-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2