Сибирские огни, 1954, № 4
ходит настоящих друзей и защитников — русских рабочих, сосланных в Забай калье за революционную деятельность.' Он воспитывается в подпольных круж ках и становится бесстрашным револю ционером, борцом за свободу родного края. Так при помощи русских рабочих Цыремпил становится на путь активной и сознательной политической борьбы с самодержавием. В романе «На утренней заре» Хоца Намсараев с большой силой показал тя жёлое дореволюционное прошлое бурят- монгольского народа, его борьбу против нойонов, кулаков, лам. Он изобразил ти пичный путь человека из народной сре ды, поднявшегося к творчеству новой жизни. Роман Жамсо Тумунова «Степь про снулась» (1949) как бы продолжает кни гу Хоца Намсараева. В нём изображает ся борьба трудящихся Забайкалья за со ветскую власть в годы гражданской войны, показаны рост и развитие рево люционных сил, пробуждение классового сознания в широких слоях трудового на рода. В партизанских отрядах сражают ся бок о бок русские, бурят-монголы- и эвенки. В жестокой борьбе против вра гов революции закаляется и крепнет дружба между народами Забайкалья; Партизанский отряд Петрова пользуется поддержкой и любовью народа, это —- крепко спаянное, хорошо дисциплиниро ванное и боеспособное воинское подраз деление, имеющее своим ядром фронто виков, пришедших с позиций первой мировой войны. Мы видим в романе борьбу двух лаген рей. Эта борьба достигает к концу кни ги наивысшего напряжения. Борющихся на стороне советской власти становится всё больше и больше. К партизанам присоединяются и те из улусников, кто долгое время стоял в стороне от борьбы. Партизанское движение возглавляет опытный революционер Петров, комиссар Федько, его заместитель бурят-монгол Пунсон. Им противостоит Тугар Тап- хаев — командир белогвардейской бан ды, организованной атаманом Семёно вым на японские деньги. Изменников и предателей родины, врагов революции поддерживают староста Тосото, богач Шодон, лжеучёный Жалсараев. С помощью Красной Армии партиза нам Забайкалья удаётся разгромить се мёновские банды. Сам Семёнов улетает в Маньчжурию, вслед за ним бегут Жалсараев, Тапхаев и другие главари местной контрреволюции. Староста То сото подбивает население покинуть пре делы Бурят-Монголии, чтобы уйти на юг, в Маньчжурию. На некоторое время ему удаётся обмануть колеблющихся. Мы видим, как тянутся на чужую землю повозки с нехитрым скарбом бедняков, но постепенно люди начинают понимать, что они обмануты, в них пробуждается острая любовь к родной земле. Дамба говорит Тосото на одном из привалов: «— В ,этой земле покоятся кости моих родителей. Здесь мой очаг, мой на род... Ты куда меня зовёшь? Куда народ ведёшь?.. Говори!.. Отвечай не мне, а всему народу: куда ты нас ведёшь?» И когда Тосото приказывает подни маться и двигаться вперёд, чтобы пе рейти рубежи родной земли, Дамба отве чает: .«— Нам о тобой не по пути! У нас разные дороги... Беги, беги за Хинган! Пусть и тени твоей здесь не будет, и речей твоих не хотим слушать! Пусть следы твои не поганят табтанайского снега. Уходи! Исчезни!». Сцена ухода и возвращения бурят- монголов на родные места — одна из лучших в романе. Однако в обширной, многокрасочной картине народной жизни и борьбы, ко торую создал Жамсо Тумунов, есть су щественные пробелы. Ход борьбы в За байкалье показан несколько изолирован но от общих операций Красной Армии и Народно-революционной армии. У автора романа получается, что Верхнеудинск й Чита были освобождены только сила ми партизан, тогда как в действительно сти они были освобождены главным об разом силами Народно-революционной армии, теснившими семёновские банды с востока. Если образы Петрова и Пунсона обри сованы всесторонне, то образы руководи телей революционного движения в Забай калье Голованова и товарища Степана только намечены. Об их деятельности го ворится сухо, почти протокольно. Недо статочно выявлена в романе роль комис сара партизанского отряда Федько. Известно, что подготовка к развёрты ванию партизанского движения в При байкалье проходила под непосредствен ным руководством подпольного комитета в Верхнеудинске. В романе же не под чёркнута роль Коммунистической партии в руководстве партизанским движением с самого начала его зарожде ния. Есть только отдельные намёки на это, но нет цельной художественной кар тины. Недостаточно полно отображён и героический образ Сергея Лазо, кото рый был командующим Забайкальским фронтом до падения Советской власти в Забайкалье. Слабо выявлена роль американских интервентов, как душителей свободы и независимости народов Забайкалья, вра гов всего советского народа. В романе действуют японец Судзуки и американец Бернгардт Гувер. К сожалению, эти об разы бледны, показаны только как совет ники Семёнова, но не как его подлинные хозяева и вдохновители. Роман Чимита Цыдендамбаева «Дор- жи, сын Банзара» можно отнести к тем произведениям бурят-монгольской лите ратуры, в которых наиболее отчётливо выступают черты её национальной
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2