Сибирские огни, 1954, № 4

научил его писать и читать, на этом и кончилось его образование. После Великой Октябрьской социали­ стической революции Намсараев встал в ряды общественных деятелей своего народа, вступил в Коммунистическую партию. Он преподавал в бурятскойшко­ ле, активно боролся с контрреволюцион­ ными бандитами, ламами и кулачеством в годы становления советской власти. Ему принадлежит немалая заслуга всоз­ дании бурят-монгольского народного те­ атра, где он начал свою деятельность как актёр, режиссёр и драматург. Жизнеутверждающий фольклор род­ ного народа составляет основу его произ­ ведений. Из богатой сокровищницы уст­ ного народного творчества он берёт сюжеты, отдельные образы и речевые обороты, обогащая их идеями нашего времени, опытом передовой русской ли­ тературы. Примером такого творческого обогащения народного творчестваявляет­ ся его поэма «Рассказ гэлэна Бадмы» и сборник рассказов «Так было». Духом народной поэзии пронизан и его большой роман «На утренней заре». Вслед за Хоца Намсараевым в литера­ туру вошли талантливый писатель Баба- сан Абидуев, поэты Бато Базарон, Доль- ен Мадасон, драматурги Намжил Болда­ но и Аполлон Шадаев, пьесы которых были горячо приняты столичными зрите­ лями во время декады бурят-монголь­ ского искусства в Москве в 1940 году. Более молодое поколение бурят-мон­ гольских писателей представляют поэты Цокто Номтоев, Шираб Нимбуев, Жамсо Тумунов, Чимит Цыдендамбаев, драма­ тург и актёр, лауреат Сталинской премии Гомбо Цыдынжапов. Вливаются новые силы. Вышли первые сборники поэтиче­ ских произведений Ч. Намжилова, Ц. Цыремпилова, Ц. Жимбиева, Ц. Бад­ маева, Б. Мунгонова. В молодой бурят-монгольской совет­ ской литературе уже созданы повести, романы, пьесы, стихи, которые вошли в нашу многонациональную советскую литературу, как произведения, глубоко, своеобразные по национальному колори­ ту и глубокие по своему содержанию. Известны в республике и за её предела­ ми романы Хоца Намсараева «На утрен­ ней заре», Жамсо Тумунова «Степь про­ снулась», Чимита Цыдендамбаева «Дор- жи, сын Банзара». Эти произведения по­ лучили высокую оценку в печати. Поло­ жительно была оценена и повесть Ц. Очирова «В долине счастья». II Рассказы Хоца Намсараева, вышед­ шие в 1935 году отдельным сборником под названием «Так было», можно счи­ тать началом бурят-монгольской прозы. Писатель разоблачает в них богачей, лам, шаманов и прославляет простых лю­ дей, их честность, смелость, находчи­ вость и ум. В рассказе «Взыскание долга» гово­ рится о том, как сын бедняка Цыбудей перехитрил богача Цырена Улезгшинова; он ловко использовал невежество богача, его суеверия и заставил вернуть ото­ бранные за долги корову, кобылу и ружьё. Рассказ «Смуглолицый» направлен против шаманов и лам. Смуглолицый увидел возле юрты голубя и, не зная, что это за птица, решил, что перед ним нечистая сила. Шаманы, ламы, знахари и всякого рода шарлатаны используют предрассудки Смуглолицего в корыстных целях. Все эти рассказы написаны в духе народных сказок. Бедняки, как прави­ ло, •— жизнерадостные, сметливые, ум­ ные люди. Богачи, ламы, шаманы —< жадные, глупые, жестокие и невежест­ венные. Автор всегда на стороне бедня­ ков. Новые социалистические отношения в улусах и сёлах Бурят-Монголии скла­ дывались в процессе напряжённой борь­ бы о врагами народа: кулаками, ламами, буржуазными националистами. Об этой борьбе и формировании социалистическо­ го уклада в деревне рассказывается в повести «Однажды ночью», написанной в 1938 году. Это первое произведение о колхозной жизни на бурят-монгольском языке. В нём ещё немало недостатков. Писате­ лю лучше удались отрицательные типы, есть элементы натурализма. В повестях «Луч победы» (1944) и «Золотая стрела» (1946) Хоца Намса­ раев рассказывает о трудовом героизме бурят-монгольских колхозников в годы Великой Отечественной войны. Несмотря на несколько наивный сюжет и наличие натуралистических описаний, повесть «Золотая стрела» под­ купает читателя своей правдой. Писатель показал в ней людей нашего времени, их мысли, чувства и переживания. В послевоенные годы Хоца Намсараев создал две повести: «Юноши» и «Два друга» — о героических делах юных патриотов республики, об их самоотвер­ женном созидательном труде. Всеми своими помыслами советские юноши и девушки устремлены вперёд. Они ду­ мают о благе и счастье народа. Самым значительным произведением Хоца Намсараева является роман «На утренней заре» (1950), над которым пи­ сатель работал много лет. В романе изображается жизнь и быт бурятского улуса накануне революции 1917 года. Герой романа батрак Цыремпил восстаёт против веками сложившихся устоев. Он похищает любимую девушку перед самой свадьбой её с сыном богача Эрды- ни. За это он подвергается жестоким преследованиям. Цыремпил после долгих скитаний на­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2