Сибирские огни, 1954, № 4

Д . РОМАНЕНКО Б у р я т -м он г о л ь ск а я с о в е т с к а я л и т е р а т у р а I Великая Октябрьская социалистиче­ ская революция разрушила основы вся­ кого гнёта, в том числе и национального. Впервые в истории бурят-монгольский народ обрёл свою государственность, стал равноправной социалистической на­ цией в дружной семье братских народов Советского Союза. Значительным культурным событием в жизни бурят-монгольского народа, не имевшего ранее письменности, явилось введение русского алфавита. Теперь тру­ дящиеся Бурят-Монголии на своём род­ ном языке изучают величайшие творения человеческой мысли — произведения Маркса, Энгельса, Ленина, Сталина, читают сочинения классиков русской ли­ тературы и лучшие произведения совет­ ских писателей. Бурят-монголы за годы советской вла­ сти выдвинули из своей среды немало талантливых писателей. В 1933 году об­ разовался Союз советских писателей Бурят-Монголии. Национальная художе­ ственная литература, выросшая под бла­ готворным влиянием литературы русско­ го народа, на основе экономического и культурного расцвета республики, сейчас представляет собой значительное куль- чтурное явление. Она развивается в тес­ ном взаимодействии с народным творчее ством. Крупнейший современный представи­ тель устного народного творчества Бурят- Монголии -— Аполлон Андреевич 'Го- роев, бывший батрак, потерявший в ку­ лацкой кабале зрение. Он помнит до 30 больших улигеров (былин), до 150 на­ родных сказок, много песен, большое ко­ личество преданий, несколько сот зага­ док, пословиц и поговорок. А. Тороев, ныне член колхоза, — не только исполнитель народных песен и хранитель богатств старой поэзии, но и талантливый импровизатор, автор поэм о Ленине, Сталине, о героях Великои Отечественной войны («Арман и Дур­ ман»), о новой Бурят-Монголии. Ему при­ надлежат десятки революционных песен, посвящённых борьбе за утверждение но­ вого мира. Широко известен в Бурят-Монголии и за её пределами недавно умерший ска­ зитель Егор Иванович Сороковиков- Магай (1868— 1948). Отец его был тоже знаменитым сказочником и прославлен­ ным охотником. Он в совершенстве знал русский и бурятский языки, любил рас­ сказывать по-бурятски русские сказки, а бурятские — по-русски. Егор Сороковиков перенял от отца лю­ бовь к чтению, страсть к охоте, талант сказочника и знание обоих языков. Он свободно пользовался разнообразным фольклорным материалом, вводил в текст своих сказок песенные образы, элементы народной обрядности. В 1940 году сказки Сороковикова- Магая изданы Гослитиздатом с вступи­ тельной статьёй М. Азадовского. Эти сказки пленяют читателей свежестью и самобытностью. В них раскрывается ве­ личественный мир могучей и прекрасной сибирской природы, неповторимой в сво­ ей красоте родины сказителя — Тункин- ской долины. В обликах героев сказок нетрудно узнать его земляков — тункин- ских охотников и земледельцев. Широко известна сказка Сороковико- ва-Магая «Как охотник Фёдор японцев прогнал», созданная в 1937 году. Ему принадлежит цикл «Сказок о револю­ ции», проникнутых любовью к родине, высоким чувством советского патриотиз­ ма. Сороковиков-Магай всё чаще и чаще обращался к литературе, смело вводил в свои произведения новые слова и обо­ роты, характерные для нашего времени. Зачинателем бурят-монгольской совет­ ской художественной литературы по пра­ ву считается Хоца Намсараев. По воз­ расту и литературному стажу он стар­ ший среди писателей Бурят-Монголии. За плодотворную работу по_созданию на­ циональной художественной литературы Хоца Намсараев награждён орденами Ленина и Трудового Красного Знамени. Ему присвоено звание заслуженного дея­ теля искусств Бурят-Монгольской АССР. Хоца Намсараев не только талантли­ вый поэт, но и драматург и прозаик. Он родился в 1889 году, в Кижигинском аймаке, в семье бедного крестьянина и рано осиротел. Грамотный сосед

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2