Сибирские огни, 1954, № 4
Д . РОМАНЕНКО Б у р я т -м он г о л ь ск а я с о в е т с к а я л и т е р а т у р а I Великая Октябрьская социалистиче ская революция разрушила основы вся кого гнёта, в том числе и национального. Впервые в истории бурят-монгольский народ обрёл свою государственность, стал равноправной социалистической на цией в дружной семье братских народов Советского Союза. Значительным культурным событием в жизни бурят-монгольского народа, не имевшего ранее письменности, явилось введение русского алфавита. Теперь тру дящиеся Бурят-Монголии на своём род ном языке изучают величайшие творения человеческой мысли — произведения Маркса, Энгельса, Ленина, Сталина, читают сочинения классиков русской ли тературы и лучшие произведения совет ских писателей. Бурят-монголы за годы советской вла сти выдвинули из своей среды немало талантливых писателей. В 1933 году об разовался Союз советских писателей Бурят-Монголии. Национальная художе ственная литература, выросшая под бла готворным влиянием литературы русско го народа, на основе экономического и культурного расцвета республики, сейчас представляет собой значительное куль- чтурное явление. Она развивается в тес ном взаимодействии с народным творчее ством. Крупнейший современный представи тель устного народного творчества Бурят- Монголии -— Аполлон Андреевич 'Го- роев, бывший батрак, потерявший в ку лацкой кабале зрение. Он помнит до 30 больших улигеров (былин), до 150 на родных сказок, много песен, большое ко личество преданий, несколько сот зага док, пословиц и поговорок. А. Тороев, ныне член колхоза, — не только исполнитель народных песен и хранитель богатств старой поэзии, но и талантливый импровизатор, автор поэм о Ленине, Сталине, о героях Великои Отечественной войны («Арман и Дур ман»), о новой Бурят-Монголии. Ему при надлежат десятки революционных песен, посвящённых борьбе за утверждение но вого мира. Широко известен в Бурят-Монголии и за её пределами недавно умерший ска зитель Егор Иванович Сороковиков- Магай (1868— 1948). Отец его был тоже знаменитым сказочником и прославлен ным охотником. Он в совершенстве знал русский и бурятский языки, любил рас сказывать по-бурятски русские сказки, а бурятские — по-русски. Егор Сороковиков перенял от отца лю бовь к чтению, страсть к охоте, талант сказочника и знание обоих языков. Он свободно пользовался разнообразным фольклорным материалом, вводил в текст своих сказок песенные образы, элементы народной обрядности. В 1940 году сказки Сороковикова- Магая изданы Гослитиздатом с вступи тельной статьёй М. Азадовского. Эти сказки пленяют читателей свежестью и самобытностью. В них раскрывается ве личественный мир могучей и прекрасной сибирской природы, неповторимой в сво ей красоте родины сказителя — Тункин- ской долины. В обликах героев сказок нетрудно узнать его земляков — тункин- ских охотников и земледельцев. Широко известна сказка Сороковико- ва-Магая «Как охотник Фёдор японцев прогнал», созданная в 1937 году. Ему принадлежит цикл «Сказок о револю ции», проникнутых любовью к родине, высоким чувством советского патриотиз ма. Сороковиков-Магай всё чаще и чаще обращался к литературе, смело вводил в свои произведения новые слова и обо роты, характерные для нашего времени. Зачинателем бурят-монгольской совет ской художественной литературы по пра ву считается Хоца Намсараев. По воз расту и литературному стажу он стар ший среди писателей Бурят-Монголии. За плодотворную работу по_созданию на циональной художественной литературы Хоца Намсараев награждён орденами Ленина и Трудового Красного Знамени. Ему присвоено звание заслуженного дея теля искусств Бурят-Монгольской АССР. Хоца Намсараев не только талантли вый поэт, но и драматург и прозаик. Он родился в 1889 году, в Кижигинском аймаке, в семье бедного крестьянина и рано осиротел. Грамотный сосед
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2