Сибирские огни, 1954, № 4
Все эти образы расположены писате лем с весьма закономерной последова тельностью. Это своеобразная галерея «мёртвых душ», показывающая, откуда и как растёт бюрократизм, на чём он держится и какие в конце концов по рождает последствия. Гришка Хват, например, — прямое порождение Болтушка. Он тоже держит- ся за бумагу, за «закон», за букву, но, в отличие от Болтушка, держащегося за бумажку из любви к ней, он держится за неё с весьма практической целью. Эту «болячку» труднее сковырнуть, чем Бол тушка. Если Болтушок, занятый болтов нёй, не успел даже выполнить нормы по трудодням ипотомусам себяпоставил в неловкое положение, то Гришка Хват предусмотрительно выполнил весь необ ходимый минимум. Его разоблачить зна чительно труднее. Председатель колхоза Пётр Кузьмич говорит о нём: «минимум выработал: всё в порядке, всё законно... работает шатай валяй, а живёт — сыр в масле. Всё понятно, но... с какой сто роны его взять? Вот вопрос». Гришка знает законы и устав. При малейшей опасности этот человек-минимум воору жается многочисленными бумажными до спехами. Его главное оружие— форма лизм. Стоило Евсеичу высказать крити ческие замечания, как он уже кричит: «Евсеича слушаете! Клеветой руково дить не годится, не по-советски! Сто шестьдесят первая статья на это имеете ся, можно написать — люди грамотные и ходы знаем, и к кому обратиться». Этот род людей, знающих ходы и вы ходы, номера статей и пункты устава, грамотных настолько, что могут напи сать жалобу,— уродливый остаток преж- него общества, приспосабливающийся настойчиво и зло к новым условиям су ществования. Внешне у этих людей всё в порядке. И какой-нибудь Лопухов, Карпо Карпович или Калибров, т. е. ина че говоря какой-нибудь Болтушок об ластного или министерского масштаба, считал бы Гришку Хвата даже пример ным колхозником, выполняющим всё то, что примерному колхознику положено выполнять. Тип, подобный Хвату, подмечен не од ним Г. Троепольским. В «Литератур^- ной газете» был напечатан интересный оЧерк Тендрякова «Бородавка». В нём шла речь о таком же явлении. У Трое- польского Хвата называют болячкой. Это и впрямь бородавки, болячки на здоро вом теле, которые нужно выжигать и выжигать огнём бичующей сатиры. Хват, однако, не самая злая болячка. Г. Троепольский в следующих очерках показывает, какие ещё ступени и фор мы принимает увиденная им болезнь. Вот, например, Прохор семнадцатый, кон роль жестянщиков, прозванный так за своё властолюбие, а также ещё и пото му, что он был семнадцатым по счёту ру ководителем артели жестянщиков. Характерная его черта — некая неуло вимость внешнего и внутреннего облика. Он, как Чичиков, «не брюнет, не блон дин, но однако и не полный шатен». Сво его индивидуального у него ничего нет, даже одевается он с подражанием «ра ботникам районного масштаба»: тёмная суконная гимнастёрка, широкий, жёлтый кожаный пояс, ярко начищенные хромо- вые сапоги и синие галифе. Характер у него с одной стороны твёрдый, с дру гой'мягкий. Языка тоже нет, вместоязы ка — заученные каучуковые фразы, за имствованные им у товарища Недо- шлёпкина. Главная формула его жизни, утвердившаяся постепенно в результате служебных передряг: «вперёд не забе гай, сзади не отставай и в серёдке не толпись». Жизньонрассматривает как кривую, которая в конце концов куда- нибудь выведет. Словом, это жулик, частный собственник, но уже посильнее и покрупнее, чем маломасштабный Гришка Хват. А наверху этой бюрократической иерархии, тянущейся от простого Бол тушка, помещается «мыслитель, теоре тик и организатор» Недошлёпкин. Он и есть создатель той «системы руковод ства», которую позаимствовал у него Прохор Палыч. Но надо думать, что иерархическая лестница бюрократизма на Недошлёпки- не не останавливается, а движется даль ше— в то министерство и тот институт, которые заставляют считать блох на ра стениях, «взятых не на выбор и под ряд», отрывая умных, занятых людей от их основного дела. Заслуга Г. Троепольского состоит не только втом, чтоонобнаружилипока зал читателю эту бюрократическую кару сель, но и в том, что он в своих сати рических записках сумел раскрыть силу здорового советского коллектива. Образы агронома, председателя колхоза Шурова, ездового Пети, деда Евсеича, прицепщика Терентия Климцова выписа ны с неменьшим мастерством, чем отри цательные. Положительные герои ведут успешную борьбу с различными боро давками и болячками, именно они со ставляют главную струю жизни, её сти хию, её основной ход. Вот почему так язвительно-жизнерадостно звучит смех автора и так солнечно-светла атмосфера советской жизни, в которой болтушки и прочие есть не более, как болячки и бородавки. Г. Троепольский, как это сразу видно, учится сатирическому мастерству у вели кого Гоголя. Об этом говорит и склад речи, напоминающий гоголевский, и не которые приёмы создания образа. Я уже говорил, что самая мысль расположить своих героев в определённом порядке на поминает галерею «Мёртвых душ», опи сание наружности Прохора Палыча, при ведённое нами выше, тоже свидетель ствует о внимании автора к гоголевской
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2