Сибирские огни, 1954, № 4
ральном поведении «некоего значитель ного лица». Воодушевившись, он немед ленно пишет об этом пьесу. Другому сообщили факт удивительной клеветы— он тоже пишет пьесу. Третьему поведа ли что-то окончательно тёмное, и он то же берётся за драматургию. Переберите сатирические произведения последнего времени, ивылегко убедитесь, что много написано о том или ином случае (бо лее или мене© интересном), но мало о том или ином социальном типе. Факт, рассказанный JI. Зориным в пьесе «Гости», мог иметь место в дей ствительности, но прежде чем перейти в сферу искусства, он должен был быть осмыслен драматургически с партийных позиций. С точкиже зрения умозрительной, кле ветнической «теории» Л. Зорина полу чается, что Пётр Кирпичёв знаменует со бой неуродливый пережиток капитализ ма, который неизбежно будет выметен завтра же за порог социализма, а порож дение самого социализма, в котором, оказывается, возникла, развилась и ут вердилась некая бюрократическая, вель можная прослойка. Перерождение Петра, сына заслужен ного ветерана революции, трактуется в пьесе не как результат влияния враж дебной идеологии, а как плачевный ре зультат развращающего влияния «вла сти» вообще. Одна из героинь пьесы, желая «объяснить» Петра, говорит: «Есть одно короткое слово — власть...» Что может быть более клеветническим, чем подобное осмысление объекта сати ры? Никакой сатиры не получилось. Получился поклёп и клевета. Положительное начало в пьесе оказа лось бездеятельным, пассивным, рефлек тирующим. Глава семьи Алексей Петро вич Кирпичёв, семидесятилетний больной старик, далёк от событий, происходя щих в семье. Лишь в конце пьесы, слу чайно узнав из подслушанного разговора о своём сыне, он начинает предприни мать довольно вялы© попытки к спасе нию жертвы сына—юриста Покровского. Сам оклеветанный Покровский в драма тургическом действии не участвует. Он лишь выполняет механическую функцию завязки. На нём лежит печать какой-то замшелой старомодности. В доме Кирпи- чёвых он выглядит робким просителем, лишённым способности энергично проте стовать и бороться. Фигура Петра рядом с ним кажется настолько внушительнее и сильнее, что в успешном исходе «борь бы», которую пытается завязать Пок ровский, можно сильно сомневаться. Н© случайно пьеса, по существу, и н©за канчивается победою положительных героев. В самом конце произведения главный защитник Покровского Трубин всё ещё говорит в форме будущего вре мени: «Мы пойдём с ним к министру, в «Правду», Центральный Комитет. Правды добьёмся...» К счастью, оказы вается, что ничего добиваться не надо: кто-то всё уже сделал, в газете «Правда» опубликована соответствующая статья. Таким образом, внешне зло наказано. Пётр Кирпичёв низвергнут. Но он низ вергнут не ходом сценического действия, не героями пьесы, удивительно похожи ми на либеральных интеллигентов доре волюционного времени, а какой-то внеш ней силой, не показанной читателю и потому не убедительной для него. Вот почему в силе остаётся и политически неверная мысль о том, что Кирпичёвы порождаются советской действитель ностью, что, как говорит один из героев, «незаметно, исподволь, появились... чи новные вельможи...». Они не «появи лись», они — тяжёлое наследство прош лого, агонизирующее, исчезающее, кото рое пытаются оживить в советской стра не наши враги. JI. Зорин н©показал обречённости зла- в его борьбе с добром, обречённости ста рого в ©го борьбе с новым. Этим он из вратил жизненный конфликт, представил его в неверном свете. Сила лучших сати рических произведений объясняется не только тем, что в них показано и вы смеяно безобразное, но и тем, что самое обличение безобразного проникнуто увег ренностью в конечном его бессилии и невозможности укрепиться в жизни. Л. Зорин выступил в своей пьесе, как перепуганный обыватель. Не так обстоит дело в произведениях, где есть отчётливая партийная точка зрения автора, где главным является правда жизни и где зло, сталкиваясь с реально противостоящим противником, погибает в силу своей неспособности одержать победу над исторически про грессивным. Критика уже положительно отмечала пьесы Минко «Не называя фа-, милий» и Макаёнка «Извините, пожа луйста» («Камни в печени»). Думается, что причиной успеха этих комедий у зрителя является идейная ясность обо их произведений, пафос уничтожения зла, видимое ничтожество безобразного и красота положительного. Отрицатель ные герои Минко — Поэма, её мать, Поцелуйко, отец — выглядят ничтоже ствами по сравнению с душевной красо той Нетудыхаты и др. Поражение про тивника происходит не за сценой и не вследствие вмешательства «посто ронних» сил, а о помощью собственных, «домашних» средств. Общественный конфликт пьесы не вызывает никаких сомнений в ©го жизненной достовер ности, так же как отрицательные ге рои — бюрократы, приспособленцы не вызывают ни малейшего сомнения в том, что они бесконечно чужды совет ской среде. В пьесе Минко есть и серьёзные недо чёты. В частности, хотелось бы короче, познакомиться с женихами Поэмы, ге роями, безусловно, очень важнымивпро изведении, но в достаточной степени
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2