Сибирские огни, 1954, № 4
то вредное явление, которое, казалось бы, давно опробовано сатирою и не вы ражает никаких сомнений в своей отри цательной природе, нельзя во все перио ды мерить одним и тем же аршином. Возьмите, например, бюрократа двадца тых годов и бюрократа нынешнего. При одинаковой сути, бюрократ заметно трансформировался, приспосабливаясь к новой жизненной обстановке. Он стал хитрее, изворотливее, утончённее в сво их приёмах. Отрицательный «типаж», как говорят художники, изменился даже внешне. Он не чешет пятернёю в затылке и не ры чит по-пришибеевски «я вас в бараний рог согну» — нет, он старательно за шифровывается под хорошего советского человека. Недавно И. Сельвинский писал в «Ли тературной газете», что даже хулиган стал нынче иным. Он не стремится вы делиться из общей среды, а старается, наоборот, быть похожим на неё. Да и каждый, знающий жизнь, ска жет, что в современных условиях гни лые, фальшивые люди, поджимаемые совсехсторон наступающейнаних социа листической средой, вынуждены прибе гать к самым изощрённым приёмам об щественной мимикрии. Выпалывать зло стало труднее. Сатира должна сделаться прозорливее. Между тем при первом же взгляде на многие из современных сатирических произведений неприятно поражает какая- то однотипность героев. Появились и отстоялись своеобразные сатирические маски, нечто вроде тех, какие были в античной комедии: ветреные девицы, дочери «высокопоставленных» родите лей, щеголяющие изощрёнными туалета ми, молодые люди с длинными волосами, разъезжающие на отцовских «Победах», ответственные жёны, разлагающие своих мужей; тупые бюрократы, вроде началь ника «горпромторгпродтехснабсбыткооп- инсоюза» Семёна Даниловича Петухо ва — любимого детища Вл. Дыховичного и М. Слободского и т. п. Нет, конечно, ничего предосудитель ного в изображении таких лиц, как, ска жем, Семён Данилович Петухов. Тем бо лее, что у Вл. Дыховичного и М. Слобод ского много остроумного и весёлого в изображении этого персонажа. Но пло хо, что самый тип такого человека бук вально заполонил нашу сатирическую литературу. Можно подумать, что люди, открыв этого безвольного, трусливого и глупого «носителя зла», дошлидо«кор ил зла». Да и таков ли тип совре менного бюрократа? Сегодняшний бюро крат поумнее и посложнее, чем патриар хальный Семён Данилович Петухов. Он, надо думать, сам выступает против бюро кратизма. Вызывает недоумение и странное ув лечение наших сатириков героями почти одинакового общественного ранга. Дело, разумеется, не в том, какое обществен ное положение занимает герой сатиры— он может быть рядовым колхозником или зам. министра, рабочим или акадеь миком. Но последнее время получилось так, что сатирики как бы преднамерен но не хотят спуститься ниже зам. ми нистра или секретаря обкома, полагая, очевидно, что чем крупнее по своему рангу взятый ими персонаж, тем значи тельнее он как художественный образ, тем смелее и острее их произведение А некоторым нравится, вероятно, извест ная доля сенсационности — вот, дескать, смотрите, какие бывают... секретари об комов. Такая «наивность», может быть, и не заслуживала бы специального раз говора, если бы не появились в послед нее время произведения, в которых эта «наивность» обернулась довольно отчёт ливой и клеветнической «теорией»о раз лагающем влиянии «власти» и о некоей органичности зла, будто бы присущей нашей жизни. Я имею в виду пьесу Л. Зорина «Гости», опубликованную в февральском номере журнала «Театр», а также пьесы А. Мариенгофа «Наслед ный принц» и И. Городецкого «Деятель». Партийная печать разоблачила эти клеветнические, извращающие советскую жизнь, бьющие на сенсацию антихудоже ственные пьесы. К благородному делу бичевания и искоренения отдельных не достатков в жизни нашего общества при способились всяческие халтурщики и те, которых можно было бы назвать «хихи кающими». Они стали «бичевать» направо и налево, обывательски смакуя бичуемое и выдавая увиденные ими ча стные несообразности за типические об щественные конфликты. В подобной са тире нет одного из главнейших её усло вий — партийности, того коммуни стического идеала, который только и может сообщить всему изображённому смысл и суть. М. Е. Салтыков-Щедрин указывал: «Чтоб сатира была действи тельною сатирою и достигала своей цели, надобно, во-первых, чтоб она давала по чувствовать читателю тот идеал, из кото рого отправляется творец её...»1 К сожалению, в некоторых сатириче ских произведениях последнего времени (особенно в драматургии) нередко наблю дается полнейшая неразборчивость в ис пользовании жизненных фактов и отсут ствие освещения их с точки зре ния коммунистического идеала. Пишут по принципу, который М. Е. Салтыков- Щедрин саркастически сформулировал так: «Вижу забор— говорю забор; вижу поясницу— говорю поясница». В сати ру, как в мусорный ящик, тащат любую падаль, которую удалось подобратьподо роге. Один драматург узнал об амо ‘ М. Е. С а л т ы к о в - Щ е д р и н . О лите ратуре и искусстве. Избранные статьи, ре цензии, письма. «Искусство». М.. 1953 г.. стр. 126.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2