Сибирские огни, 1954, № 4
зующих в своей отчаянной борьбе про тив победившего социализма не только новые, но и все старые средства, ещё пригодные к употреблению. Вот почему в наше время бесконфликтность нанесла искусству вред более ощутимый, чем в довоенные годы. Особенно пагубно ска залось это на сатире. В отчётном докла де XIX съезду партии тов. Маленков го ворил: «...в нашей советской беллетри стике, драматургии, так же, как в ки нематографии, до сих пор отсутствуют такие виды художественных произведе ний, как сатира»', и дальшеон отмечал: «Неправильно было бы думать, что наша советская действительность не даёт мате риала для сатиры. Нам нужны советские Гоголи и Щедрины, которые огнём сати ры выжигали бы из жизни всё отрица тельное, прогнившее, омертвевшее, всё то, что тормозит движение вперёд»2. Сторонники теории бесконфликтности, рассуждая об отсутствии противоречий при социализме, игнорируют важнейшее положение марксистско-ленинской фило софии о развитии, как борьбе противо положностей. Подобное утверждение — основа всякого оппортунизма, рефор мизма, ренегатства. Коммунистическая партия учит, что чем больших успехов достигает социа листическое строительство, тем ожесто чённее становится сопротивление всего отжившего. Увидев себя на краю гибели, оно начинает цепляться за жизнь с уде сятерённой энергией. Крайне ошибочно думать, что уничтожение в СССР анта гонистических противоречий приводит вообще к уничтожению в советском об ществе всех и всяких конфликтов. Со временный период постепенного перехо да к коммунизму характеризуется новы ми, неантагонистическими противоречия ми. Среди них важное место занимает противоречие между социалистическим бытием советского человека и пережит ками в его сознании, навыках и привыч ках. Преодоление антигосударственных настроений, бюрократизма, пережитков национализма, несоциалистического отно шения к собственности и труду со сторо ны определённой части людей невозмож но без борьбы, без острого, подчас дра матического, столкновения. В советской сатире по сравнению с са тирой прошлого ясно ощущаются прин ципиально новые черты. Во все пред шествующие эпохи сатира была выраже нием борьбы передовых слоёв общества с формами господствующей государ ственности. В советское время впервые в, истории мирового искусства она стала защитницей господствующего обществен ного устройства. Своё негодование она направляет на противников социалисти- 1 г. М а л е н к о в . Отчётный доклад XIX съе зду партии о работе ЦК ВКП(б). Гослит издат, 1953 г., стр. 72—73. - Т а м ж е , стр. 73. ческою государства, на всё то, что ме шает его движению и расцвету. Это обстоятельство вовсе не означает, что сатира, как утверждают некоторые исследователи, должна сделаться теперь спокойнее, уравновешеннее, «положи- тельнее»... Как раньше, так и теперь, душою её является общественный конф ликт. Советская сатира есть, по существу, особая художественная форма всеобщего у нас закона критики и самокритики. Из всего этого следует, что для совет ского сатирика важнейшим условием успешного творчества должно быть глу бокое и всестороннее знание жизни в её борьбе, противоречиях, конфликтах. Са тирическое искусство — одно из труд нейших. К сожалению, часто можно встретить взгляд, который судит сатиру чуть ли некак забаву, нетребующуюособогоума, знаний и даже таланта. А между тем хорошее сатирическое произведение яв ляется таким же исследованием жизни, как научное открытие, где жизнь высту пает в самых характерных, сгущённых чертах, и малейшая ошибка в трактовке этих черт мстит за себя, получается не сатира, а «опыты попадания пальцем в небо», как говорил Салтыков-Щедрин. Сатирику необходимо иметь совершен но отчётливое представление об объект© смеха, чтобы, разоблачая, быть абсолют но уверенным в том, что этот объект действительно заслуживает осмеяния, ибо «нет в мире положения ужаснее по ложения Ювенала, задавшегося темою «бичевать» и недоумевающего, что ему бичевать, задавшегося темою «привет ствовать» и недоумевающего, что ему приветствовать. За что он ни примется, везде попадёт не туда, куда следует...»!. Случаи такого «ужасного» положения бывают нередко и с нашими сатириками. Подобные конфузы чаще всего получа ются именно тогда, когда сатирик абстра гируется от конкретных условий и начи нает бичевать и карать то, что сегодня вовсе этого не заслуживает. Отдельные сатирики, например, начали высмеивать личную заинтересованность колхозников, в то время, как момент личной заинте ресованности имеет сейчас положитель ное значение в деле развития и укрепле ния колхозов. Степан Олейник в стихо творении «Одарка с пережитками» стремится, например, доказать, что коро ва в личной собственности колхозника — вещь лишняя, что колхозной семье она только мешает. На XVIII съезде Комму нистической партии Украины М. Бажан справедливо подверг резкой критике эти извращения в области сатиры. Важно помнить, что оружие сатиры должно быть предельно чутким к изме нениям, происходящим в жизни. Даже 1 С а л т ы к о в - Щ е д р и н . О литературе и искусстве. «Искусство», М., 1953 г., стр. 124. 11 *
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2