Сибирские огни, 1954, № 4
как будто бы больше нет», что «если возникают подобия таких конфликтов, то это случается в условиях, вовсе не ти пических для нашей страны»1,то этоесть вольный или невольный перепев оппор тунистических мотивов, впервые прозву чавших давным-давно. Ещё задолго до Октября оппорту нисты II Интернационала выдвинули взгляд, будто социализм есть некая фаза спокойного развития, лишённая борьбы и резких противоречий. Мелкобуржуазная, мещанская по сво ему существу теорияоппортунистов была саркастически высмеяна В. И. Лениным. Он понимал революцию как «целуюисто рическую эпоху»2, как длительный про цесс создания новых форм жизни в оже сточённой и драматической боры бе с отжившим и отживающим; В. И. Ленин неоднократно подчёркивал длительность и драматизм этой борьбы. «Когда гибнетстароеобщество,— указывал он, — труп его нельзя заколо тить в гроб и положить в могилу. Он разлагается в нашей среде, этот труп гниёт и разлагает нас самих..., иначе, как в обстановке разлагающегося капи тализма и мучительной борьбы с ним, ни одна страна от капитализма к социа лизму не перейдёт»3. Оппортунисты II Интернационала не могли и не желали понять, что эпоха социализма характерна не замиранием и исчезновением, а многообразием, глу биною и драматизмом своих обществен ных конфликтов. Их «теории» были под хвачены в двадцатых годах врагами на рода. Когда пришло время уничтожить кулачество как класс, враги провозгла сили теорию о мирном врастании кулака в социализм. Бухарин наиболее полно выразил теорию бесконфликтности при менительно к экономике. В литературе её последовательно проводила группа «Перевал». Теория бесконфликтности, не носившая тогда этого названия, жила под другими именами. Она выступала, в частности, под флагом «нового гума низма». «Перевальцы» призывали к всеь общей братской любви, в том числе кку лаку, призывали не заострять конфлик тов, а смягчать их при изображении в художественном произведении. Передовая советская литература про тивостояла этой враждебной «теории» и боролась с нею. В её лучших произве!- дениях советское общество показано реа листически, с правдивыми отображения ми жизненных противоречий. В отдельных произведениях того вре мени зло высмеяна и сама «теория» бес конфликтности (которая, кстати говоря, является выражением определённого об щественного конфликта). В сатирической комедии В. Маяковского «Баня» изобра- жён некий главначпупс Победоносиков. 1 «Советское искусство», 16 января 1952 г. Подчёркнуто мною. А. П. 2 В. И. Л е н и н . Сочинения, т. 28, стр. 233. 8 Т а м ж е, т. 27. стр. 397—398. В третьем действии пьесы он, по воле автора, присутствует на спектакле «Ба ня». Увидев себя на сцене осмеянным и разоблачённым, Победоносиков произ носит грозную филиппику против сати рического искусства. «Сгущено всё это, — говорит он, — в жизни так не бы вает... Ну, скажем, этот Победоносиков. Неудобно всё-таки... Изображён, судя по всему, ответственный товарищ, икак-то его выставили в таком свете, и назвали ещё как-то «Главначпупс». Не бывает у нас таких, не натурально, не жизнен но, не похоже! Это надо переделать, смягчить, опоэтизировать, округлить». Небезынтересно отметить, что живые по- бедоноеиковы откликнулись на действи тельный спектакль «Баня» с такой же злобой и чуть ли не в тех же выражени ях, что и литературный Победоносиков. Один из них писал, например: «Вся фигура Победоносикова вообще является нестерпимо фальшивой. Такой чистый, гладкий, совершенно «безукоризненный» бюрократ, хам, такой законченный мер завец и даже... убийца (он провоцирует свою жену на самоубийство) — вообще невероятно схематичен и неправдоподо бен... А ведь пьеса Маяковского претен дует..., на зарисовку типичных, общих явлений». Сатирический образ бесконфликтника в искусстве, лакировщика и приспособ ленца создан и в рассказе М. Горького «На репетиции». В 30-х годах теория бесконфликт ности снова была использована врагами советской литературы. «У нас стала формулироваться даже особая теория бесконфликтности, — писал тогда Пав ленко, — о жизни лёгкой, как дыхание, о пережиточности конфликта, сложился взгляд, что конфликты присущи прош лым эпохам и прошлым периодам, что в бесклассовом обществе, которое мы создали, конфликты исчезают и заме няются случайными или временными недоразумениями, легко выяснимыми ав торами без всякого труда для них и дей ствующих лиц и, признаться, без вся кого интереса для читателей». Однако в целом литература оказалась свободной от разлагающего влияния бес конфликтности. В тридцатые годы по явились такие замечательные произведе ния, как «Тихий дон» и «Поднятая цели на» М. Шолохова, «Хождение по му кам» А. Толстого, «Как закалялась сталь» Н. Островского, «Педагогическая поэма» А. Макаренко и многие другие, ставшие гордостью советской литерату ры. Развивается в предвоенные годы и сатирическое искусство, представлен ное публицистикой М. Горького, талант ливыми произведениями И. Эренбурга, И. Ильфа и Е. Петрова, комедиями Н. Погодина и Б. Ромашова... Возрождение теории бесконфликт ности в послевоенное время объясняется активизацией враждебных сил, исгюль-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2