Сибирские огни, 1954, № 4
К р и т и к а и б и б л и о г р а ф и я Л. ПАВЛОВСКИЙ С а т и р а к о бщ е с т в е н ны й конфликт Слова К. Маркса, что человечество, смеясь, расстаётся со своим прошлым, подтверждаются всей историей искус ства. Периоды расцвета русской сатиры также пришлись на годы крупных обще ственных сдвигов и народных движений. Сатирическая струя, явственно ощу щавшаяся в русской литературе, при мерно, с XIII века, особенно усилилась в XVII, который, как известно, ознамено вался многочисленными крестьянскими и городскими восстаниями и крупней шим из них — восстанием Разина. Именно в ту пору родились такие ше девры, как «Повесть о Шемякином суде», «Повесть о Ерше Ершовиче, сыне Щетинкове», «Калязинская челобитная», разнообразные «позорные» песни, со циально острые пословицы и притчи, яр кие сатирические игрища. В них нашёл своё выражение основной конфликт эпо хи — обострившаяся борьба между туне ядствующими феодалами и трудовым крестьянством. Новый подъём сатиры наметился в XVIII веке. Первый наш профессио нальный сатирикАнтиох Кантемир выра зил важнейший общественный конфликт, обострившийся после смерти Петра I, — борьбу между сторонниками петровских преобразований и реакционерами. Его сатиры, основанные «на верности нату ре» (Белинский), были живой поддерж кой исторически прогрессивных сил того времени. В последней трети XVIII века, когдапу гачёвское восстание потрясло самые ос новы самодержавия, сатира сделалась особенно острой и значительной. Сати рические журналы Новикова, произведе ния Радищева, Державина, молодого Крылова, Фонвизина, а также много численные произведения устного народ ного творчества рождались именно на этой раскалённой почве и только на ней были возможны. Передовое реалистическое искусства XIX века насквозь проникнуто сатирой. Здесь каждый передовой писатель, композитор, художник был сатириком и не мог не быть им. Общественное раз витие России в XIX веке представляло собою смену различных этапов револю ционного движения. Шло постоянное углубление социальных конфликтов и назревание революции. Сатирические произведения Грибоедова, Гоголя, Сал тыкова-Щедрина, Герцена, Толстого, Че хова и др. отразили сложность и непри миримость противоречий между трудя щимися и феодально-капиталистическими слоями общества. В начале XX века сатира становится грозным оружием в руках могильщика старого общества— революционного про летариата. Бичующая сатира М. Горь кого, Д. Бедного, В. Маяковского озна меновала собою новый расцвет этого вида искусства. 'Советская сатира родилась в эпоху подготовки и свершения Великой Октябрьской революции. Она должна сделаться поистине титаническим искус ством и по силе превзойти всё, сделан ное ранее. Ведь только человеку нашего общества, участнику последней битвы - против тёмных сил прошлого, свойстве нен тот оптимистический смех, которого ещё не знало человечество. Самой исто рией нам предоставлено право осмеять последние твердыни зла. Хорошо смеётся тот, кто смеётся последним! Есть особый смысл в том, что первое крупное произведение советской литера туры, написанное в 1918 году, было сатирическим. Это — «Мистерия-буфф» В. Маяковского. Искусство советской эпохи родилось смеющимся.. Но ещё до рождения советской сати ры различные «теоретики», почувство вав, вероятно, заранее её «испепеляю щее жжение», поставили мрачный диаг ноз, предвещающий смерть комическому. Вопреки фактам жизни и литературы, «теоретики» стали доказывать, что вме сте с исчезновением антагонистических противоречий при социализме должна исчезнуть и сатира. Современная «теория» бесконфликт ности, от которой так пострадало в по следние годы наше сатирическое искус ство, вовсе не так нова, как иные дума ют. Её современные прозелиты— лишь переносчики давно изобретённой заразы. Когда драматург Н. Вирта (даитолько ли Н. Вирта) пытается уверить, что «ви димого, яркого конфликта, столкновения каких-то сил, идей и понятий в жизни 11. «Сибирские огни» № 4.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2