Сибирские огни, 1954, № 4

К р и т и к а и б и б л и о г р а ф и я Л. ПАВЛОВСКИЙ С а т и р а к о бщ е с т в е н ны й конфликт Слова К. Маркса, что человечество, смеясь, расстаётся со своим прошлым, подтверждаются всей историей искус­ ства. Периоды расцвета русской сатиры также пришлись на годы крупных обще­ ственных сдвигов и народных движений. Сатирическая струя, явственно ощу­ щавшаяся в русской литературе, при­ мерно, с XIII века, особенно усилилась в XVII, который, как известно, ознамено­ вался многочисленными крестьянскими и городскими восстаниями и крупней­ шим из них — восстанием Разина. Именно в ту пору родились такие ше­ девры, как «Повесть о Шемякином суде», «Повесть о Ерше Ершовиче, сыне Щетинкове», «Калязинская челобитная», разнообразные «позорные» песни, со­ циально острые пословицы и притчи, яр­ кие сатирические игрища. В них нашёл своё выражение основной конфликт эпо­ хи — обострившаяся борьба между туне­ ядствующими феодалами и трудовым крестьянством. Новый подъём сатиры наметился в XVIII веке. Первый наш профессио­ нальный сатирикАнтиох Кантемир выра­ зил важнейший общественный конфликт, обострившийся после смерти Петра I, — борьбу между сторонниками петровских преобразований и реакционерами. Его сатиры, основанные «на верности нату­ ре» (Белинский), были живой поддерж­ кой исторически прогрессивных сил того времени. В последней трети XVIII века, когдапу­ гачёвское восстание потрясло самые ос­ новы самодержавия, сатира сделалась особенно острой и значительной. Сати­ рические журналы Новикова, произведе­ ния Радищева, Державина, молодого Крылова, Фонвизина, а также много­ численные произведения устного народ­ ного творчества рождались именно на этой раскалённой почве и только на ней были возможны. Передовое реалистическое искусства XIX века насквозь проникнуто сатирой. Здесь каждый передовой писатель, композитор, художник был сатириком и не мог не быть им. Общественное раз­ витие России в XIX веке представляло собою смену различных этапов револю­ ционного движения. Шло постоянное углубление социальных конфликтов и назревание революции. Сатирические произведения Грибоедова, Гоголя, Сал­ тыкова-Щедрина, Герцена, Толстого, Че­ хова и др. отразили сложность и непри­ миримость противоречий между трудя­ щимися и феодально-капиталистическими слоями общества. В начале XX века сатира становится грозным оружием в руках могильщика старого общества— революционного про­ летариата. Бичующая сатира М. Горь­ кого, Д. Бедного, В. Маяковского озна­ меновала собою новый расцвет этого вида искусства. 'Советская сатира родилась в эпоху подготовки и свершения Великой Октябрьской революции. Она должна сделаться поистине титаническим искус­ ством и по силе превзойти всё, сделан­ ное ранее. Ведь только человеку нашего общества, участнику последней битвы - против тёмных сил прошлого, свойстве­ нен тот оптимистический смех, которого ещё не знало человечество. Самой исто­ рией нам предоставлено право осмеять последние твердыни зла. Хорошо смеётся тот, кто смеётся последним! Есть особый смысл в том, что первое крупное произведение советской литера­ туры, написанное в 1918 году, было сатирическим. Это — «Мистерия-буфф» В. Маяковского. Искусство советской эпохи родилось смеющимся.. Но ещё до рождения советской сати­ ры различные «теоретики», почувство­ вав, вероятно, заранее её «испепеляю­ щее жжение», поставили мрачный диаг­ ноз, предвещающий смерть комическому. Вопреки фактам жизни и литературы, «теоретики» стали доказывать, что вме­ сте с исчезновением антагонистических противоречий при социализме должна исчезнуть и сатира. Современная «теория» бесконфликт­ ности, от которой так пострадало в по­ следние годы наше сатирическое искус­ ство, вовсе не так нова, как иные дума­ ют. Её современные прозелиты— лишь переносчики давно изобретённой заразы. Когда драматург Н. Вирта (даитолько ли Н. Вирта) пытается уверить, что «ви­ димого, яркого конфликта, столкновения каких-то сил, идей и понятий в жизни 11. «Сибирские огни» № 4.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2