Сибирские огни, 1954, № 4
эта идея проявилась уже в небольшом рассказе 1887 года «Следователь». Со держание его таково: следователь в по рыве откровенности рассказал ехавшему вместе с ним врачу странный случай из жизни. Молодая, здоровая женщина без всяких видимых причин вообразила себе, что умрёт в первый же день после родов, и стала готовиться к смерти. Как муж ни пытался высмеять и опроверг нуть её назойливую мысль, всё произош ло именно так: она умерла сразу же пос ле родов. Начиная разговор на эту тему, следо ватель многозначительно сказал своему спутнику: «В природе есть очень много загадочного и тёмного, но и в обыденной жизни, доктор, часто приходится натал киваться на явления, которые решитель но не поддаются объяснению», — на что доктор уверенно возразил: ■— «Нет дей ствия без причины». С точки зрения следователя данный случай являлся неопровержимым доказа тельством загадочности и непонятности многого, происходящего в жизни. «Вот и объясните, отчего она умер ла?»— обратился следователь к доктору, будучи уверенным в невозможности най ти разгадку случившегося. Доктор ответил неожиданно просто и деловито: «Надо было бы вскрыть её». Продолжая выяснять обстоятельства жизни молодой женщины, доктор узнал, что незадолго до появления навязчивой мысли о смерти жена «застала мужа с одной дамой»... Она простила мужа, но именно вскоре после этого у неё воз никла идея о смерти сразу же после ро дов. Повидимому женщина не хотела убивать вместе с собою будущего ре бёнка. Доктор примерно установил даже яд, от которого женщина могла умереть без болезненно и быстро — морфий. Следо ватель — он оказался злополучным му жем умершей дамы— подтвердил, что у жены действительно был флаконсмор фием. Загадочный случай перестал быть та инственным и предстал во всей своей страшной простоте и ясной причинной обусловленности. В этом небольшом рассказе ярко ска залась сила художественного и логиче ского мышления Чехова, его стремление рассматривать поступки человека в един стве материальных и психических фак торов. Поскольку Чехов объединял науку и литературу одной целью— изучением, познанием окружающего мира, то есте ственно, он не противопоставлял мысли теля художнику и ум таланту. Чехов правильно считал, что подлин ный художник всегда является проница тельным мыслителем и творческий та лант невозможен без глубокого ума. В столкновение и противоречие эти каче ства никогда не входили и не могут вхо дить. Показательна в этом смысле критика Чеховым Григоровича, который был склонен противопоставлять ум таланту. В одном из писем к Суворину в ноябре 1892 года Чехов заявлял: «Григорович думает, что ум может пе ресилить талант. Байрон был умён, как сто чертей, однако же талант его уцелел. Если мне скажут, что Икс понёс чепуху от того, что ум у него пересилил талант, или наоборот, то я скажу: это значит, что у Икса не было ни ума, ни таланта». Все эти взгляды Чехова соответство вали его твёрдому убеждению, что про цесс художественного творчества есть процесс сознательный. Поэтому на про тяжении всей жизни он категорически отвергал всевозможные идеалистические и антиреалистические учения о бессозна тельной, мистической сущности художе ственного творчества. В том же 1888 году Чехов категорически высказался: «если отрицать в творчестве вопрос ина мерение, то нужно признать, что худож ник творит непреднамеренно, без умыс ла, под влиянием аффекта: поэтому, если бы какой-нибудь автор похвастал мне, что он написал повесть без заранее об думанного намерения, а только по вдох новению, то я назвал бы его сумасшед шим». Чехов всегда критически относился к различным проповедям «чистого» искусства, отрицательно относился к все возможным символическим и декадент ским течениям. Это проявлялось то в на смешке, когда Чехов иронически высмеи вал символистов, говоря, что у них ноги не «бледные»1, как они пытаются в этом уверить своих читателей, а такие же, как у всех — «волосатые», то в прямом отка зе сотрудничать в тех печатных органах, где задавали тон писатели антиреалисти-i ческого направления. Так, например, Чехов в 1903 году ка тегорически отказался быть одним из ре дакторов символического журнала «Мир искусства» на том основании, что он бы не «ужился под одной крышей с Мереж ковским». Так рассматривалась Чеховым важная проблема эстетики — взаимоотношения литературы (искусства) и науки, вопрос о мыслителе и художнике, о сознатель ном и бессознательном в творчестве пи сателя. Рассматривалась она, как мыуже видели, в духе реалистического творче ства, в духе отрицания враждебной реа лизму и порочной идеалистической про поведи «искусства для искусства». 1 Имелось в виду стихотворение раннего В. Брюсова, состоявшее из одной строки: «О, закрой свои бледные ноги».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2