Сибирские огни, 1954, № 4
нашей старой девой — москов ской думой... Чтобы собаки не сер дились, дума ассигновала на их клуб 5.000 рублей. За время существования собачьего приюта в нём жило только 22 собаки. Кто знаком с арифметикой и может разделить 5.000 на 22, тот по лучит 227 рублейс копейками, т. е. каж дая собака получает столо вых и жалованья (квартира, прислуга и освещение — ка зённые) гораздо больше, чем народные учителя, начинаю щие адвокаты и почтальо ны...» (Подчёркнуто нами. П. и Р.). Этот сухой, внешне бесстрастный рас чёт мог, бесспорно, произвести неотрази мое впечатление на «маленьких» людей, в защиту которых выступал фельетонист, и прозвучать серьёзным обвинением не только «старой девы — московской ду мы», но и всего общественного порядка, при котором многие люди живут в боль шей степени «собачьей жизнью», нежели некоторые собаки! Ведя речь о чеховских фельетонах, нельзя не сказать нескольких слов об их концовках. Рассказывая о том, что построенное для читальни имени Тургенева зданиепу стует и библиотеку никак не соберутся открыть, Чехов заключает повествование так: «— Извозчик, что такое в этом до ме? — спросил я как-то извозчика, про езжая мимо дома. — Надо полагать, портерная... — от вечал извозчик. — А впрочем, кто его знает! Будь это портерная или кабак, давно бы открыли, а то, вишь, запер то...». Фраза о портерной кажется в устах извозчика естественной и убедительной и одновременно, в обобщённом виде, оце нивает отношение власть имущих к на родному просвещению. Охотно принялся молодой Чехов и за обязанности судебного репортёра. Он по сылал в «Петербургскую газету» отчёты о процессе, который ожидался публикой уже давно. Речь шла о миллионных рас тратах в Скопинском банке, о преступ лениях директора банка и его сподвиж ников. Деловую, «скучную» сторону про цесса автор отчёта сумел преподнести столь лаконично и красочно, что здесь уже явственно угадывается знаменитая чеховская краткость. Так, чтобы дать представление о длиннейшем обвинитель ном акте, Чехову достаточно было ска зать, что в нём «цифр больше, чем букв». Такими же острыми, скупыми штрихами рисует он подсудимых, защитников, схватывает на лету их манеру говорить, рассыпает множество иронических заме чаний. Хотя вопрос о Чехове 1 -газетчике вряд ли можно было бы выделить как тему для специальной статьи,— он всё же имеет некоторое значение. Газетой Чехов интересовался. Он думал о том, какой должна быть газета, о чём следует рас сказывать. Чехов считал, что газетный очеркист «должен отрешиться от всяких условностей и мещанских моралей. Если надо, пусть ночует в гавани, где-нибудь в лодке, в степи, посещает все притоны, Еертепы, потому что везде люди, их надо знать, а для этого необходимо изучать». Вот к такому глубокому изучению жиз ненного материала призывал Чехов со временных ему газетных работников, большинство из которых либо гналось за минутной сенсацией, либо высасывало темы из пальца. Чехов, видимо, понимал, что буржуаз ная пресса не удовлетворяет широкого читателя. Он думал о типе подлинно мас сового печатного органа, хотя и не мог бы выдвинуть для этого издания чёткой политической программы. Известно, что он вёл переговоры с крупным издателем Сытиным о создании народной га зеты. Со свойственной ему исключительной чуткостью к слову, Чехов и к заголовкам относился весьма требовательно. В од ном письме он писал: «Теперь об «Очер ках санитарной статистики». Начну с того, что для популярных статей загла вие это совсем не подходит, ибо содер жит два иностранных слова; оно немножко длинно и немножко не благозвучно, так как содержит много с и много т». Могучий талант Чехова развернулся во всю свою мощь в рассказах, повестях, пьесах. Именно они сделали Чехова од ним из величайших русских и мировых писателей, славой и гордостью нашего народа и всего прогрессивного человече ства. Но, отдавая должное великому мастеру прозы и драматургии, нужно помнить и о молодом фельетонисте, газетном ре портёре, поскольку этот период литера турной деятельности Чехова был перио дом интенсивной «тренировки», когда формировались многие характерные чер ты его творческого почерка. В это время складывалось мировоззрение Чехова, основы сатирического элемента его творчества и проявлялся тот гуманизм, то пристальное, любовное внимание к простому, «маленькому» человеку, ко торое так дорого миллионам читателей.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2