Сибирские огни, 1954, № 4

5 0 - л е т и е с о д н А . П . Ч е х о в В. ПЕРОВСКИЙ, Б. Р Я С Е Н и Ь В Н а п о д с т у п а х к м а с т е р с т в у Чехов-фе.льетонист В обширном наследии А. П. Чехова большой интерес представляет, если мож­ но тан выразиться, — «дочеховский пе­ риод» творчества безвестного сотрудника юмористических журналов, фельетони­ ста, судебного репортёра. Длившаяся без малого десять лет га­ зетно-журнальная работа А. П. Чехова была чрезвычайно интенсивной и разно­ образной. С 1879 года Чехов — ещё сту­ дент — начал печататься в «Стрекозе», затем в других «тонких» журналах: «Бу­ дильнике», «Зрителе», «Мирском толке», «Спутнике», «Развлечении», «Осколках» и т. д. Кроме того, он сотрудничал в «Петербургской газете», в «Новостях, дня». Для высокой производительности молодого автора показательно уже самое количество его псевдонимов, редкое в истории журналистики. Под чеховски­ ми произведениями стоят такие подписи: «Человек без селезёнки», «Врач без па­ циентов», «Вспыльчивый человек», «Брат моего брата», «Рувер», «Улисс» и др., а кое-что публиковалось и без подписи. А ведь известно, что и такие его заме­ чательные произведения, как «Смерть чиновника», «Дочь Альбиона», «Унтер Пришибеев» появлялись под псевдони­ мом А. Чехонте. Между юмористическими мелочами, которые печатал Чехов под разными псевдонимами, можно обнаружить вещи слабые, написанные в спешке, без внут­ реннего подъёма. Но и среди шуточных задач, шуточных календарей, «перепу­ танных объявлений», забавных медицин­ ских советов, анекдотов, афоризмов, подписей к рисункам, пародий нет-нет, да и . сверкнёт настоящий чеховский юмор, проглянет незаурядное дарование. Меньше всего замечали это редакторы— издатели журналов, в гораздо большей степени—коммерсанты, чем литераторы. Торгашеские нравы царили тогда в ре­ дакциях. Чехов дал убийственную характери­ стику сотрудникам современной ему бур­ жуазной прессы: «Газетчик значит, по меньшей мере, жулик... Я в ихней компа­ нии, работаю с ними, рукопожимаю и, говорят, издали стал походить на жули­ ка. Скорблю и надеюсь, что рано или поздно изолирую себя...» Таковы были «товарищи по работе». Сверху давила цензура. Всё это задер­ живало рост таланта. Но нельзя отри­ цать и того, что газетно-журнальная ра­ бота сыграла положительную роль враз­ витии дарования писателя. Обязанность писать коротко, предельно сгущая и сжи­ мая повествование, помогла формирова­ нию знаменитого чеховского стиля, при­ учила автора к лаконизму, к безжалост­ ному устранению всего лишнего, необя-' зательного. Это навсегда осталось типич­ ной чертой писательской манеры Чехова. В тот же период Чехов заложил фунда­ мент громадного разнообразия своих тем, сюжетов, своей разносторонней осведом­ лённости, развил и обострил наблю­ дательность. Фельетонистекая работа в «Осколках», попытка перейти от пустеньких анекдотов, подписей к рисун­ кам, шуточных реклам — к публицисти­ ке оказали благоприятное влияние на творчество писателя в целом. В течение трёх лет посылал Чехов в Петербург свои фельетоны. Но его ра­ бота осложнялась трудными поисками тем, поисками — с учётом цензуры и за­ просов издателя — «хозяина», который нередко «заказывал» и тему, и размеры произведения. Нередки его жалобы Лей- кину: «Фельетона пока нет, потому что материала буквально нуль». Чехов-фельетонист ни наминутунемог забыть о красном карандаше цензора. Цензура неоднократно учиняла погромы в «Осколках». Более того, в одном из пи­ сем Лейкин сообщает, что «начальник главного управления по делам печати вообще против сатирических журналов и не находит, чтобы они были необходимы для публики...» Естественно, что в таких условиях Че­ хов в своих фельетонах далеко не всегда получал возможность касаться сколько- нибудь острых политических тем. При­ ходилось писать о погоде, о гробовщи­ ках, о мелком жульничестве, либо о том, что в Москве не хватает женихов. Мно­ жество фельетонов он посвятил различ­ ным театральным постановкам. Чехов по­ нимал, что нужно писать не об этом, что-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2