Сибирские огни, 1954, № 4
5 0 - л е т и е с о д н А . П . Ч е х о в В. ПЕРОВСКИЙ, Б. Р Я С Е Н и Ь В Н а п о д с т у п а х к м а с т е р с т в у Чехов-фе.льетонист В обширном наследии А. П. Чехова большой интерес представляет, если мож но тан выразиться, — «дочеховский пе риод» творчества безвестного сотрудника юмористических журналов, фельетони ста, судебного репортёра. Длившаяся без малого десять лет га зетно-журнальная работа А. П. Чехова была чрезвычайно интенсивной и разно образной. С 1879 года Чехов — ещё сту дент — начал печататься в «Стрекозе», затем в других «тонких» журналах: «Бу дильнике», «Зрителе», «Мирском толке», «Спутнике», «Развлечении», «Осколках» и т. д. Кроме того, он сотрудничал в «Петербургской газете», в «Новостях, дня». Для высокой производительности молодого автора показательно уже самое количество его псевдонимов, редкое в истории журналистики. Под чеховски ми произведениями стоят такие подписи: «Человек без селезёнки», «Врач без па циентов», «Вспыльчивый человек», «Брат моего брата», «Рувер», «Улисс» и др., а кое-что публиковалось и без подписи. А ведь известно, что и такие его заме чательные произведения, как «Смерть чиновника», «Дочь Альбиона», «Унтер Пришибеев» появлялись под псевдони мом А. Чехонте. Между юмористическими мелочами, которые печатал Чехов под разными псевдонимами, можно обнаружить вещи слабые, написанные в спешке, без внут реннего подъёма. Но и среди шуточных задач, шуточных календарей, «перепу танных объявлений», забавных медицин ских советов, анекдотов, афоризмов, подписей к рисункам, пародий нет-нет, да и . сверкнёт настоящий чеховский юмор, проглянет незаурядное дарование. Меньше всего замечали это редакторы— издатели журналов, в гораздо большей степени—коммерсанты, чем литераторы. Торгашеские нравы царили тогда в ре дакциях. Чехов дал убийственную характери стику сотрудникам современной ему бур жуазной прессы: «Газетчик значит, по меньшей мере, жулик... Я в ихней компа нии, работаю с ними, рукопожимаю и, говорят, издали стал походить на жули ка. Скорблю и надеюсь, что рано или поздно изолирую себя...» Таковы были «товарищи по работе». Сверху давила цензура. Всё это задер живало рост таланта. Но нельзя отри цать и того, что газетно-журнальная ра бота сыграла положительную роль враз витии дарования писателя. Обязанность писать коротко, предельно сгущая и сжи мая повествование, помогла формирова нию знаменитого чеховского стиля, при учила автора к лаконизму, к безжалост ному устранению всего лишнего, необя-' зательного. Это навсегда осталось типич ной чертой писательской манеры Чехова. В тот же период Чехов заложил фунда мент громадного разнообразия своих тем, сюжетов, своей разносторонней осведом лённости, развил и обострил наблю дательность. Фельетонистекая работа в «Осколках», попытка перейти от пустеньких анекдотов, подписей к рисун кам, шуточных реклам — к публицисти ке оказали благоприятное влияние на творчество писателя в целом. В течение трёх лет посылал Чехов в Петербург свои фельетоны. Но его ра бота осложнялась трудными поисками тем, поисками — с учётом цензуры и за просов издателя — «хозяина», который нередко «заказывал» и тему, и размеры произведения. Нередки его жалобы Лей- кину: «Фельетона пока нет, потому что материала буквально нуль». Чехов-фельетонист ни наминутунемог забыть о красном карандаше цензора. Цензура неоднократно учиняла погромы в «Осколках». Более того, в одном из пи сем Лейкин сообщает, что «начальник главного управления по делам печати вообще против сатирических журналов и не находит, чтобы они были необходимы для публики...» Естественно, что в таких условиях Че хов в своих фельетонах далеко не всегда получал возможность касаться сколько- нибудь острых политических тем. При ходилось писать о погоде, о гробовщи ках, о мелком жульничестве, либо о том, что в Москве не хватает женихов. Мно жество фельетонов он посвятил различ ным театральным постановкам. Чехов по нимал, что нужно писать не об этом, что-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2