Сибирские огни, 1954, № 4
Г. ПА Д Е РИН На А н гар е О ч е р к Всякий раз, когда бываешь на стройке Ангарской ГЭС, поражает и радует оби лие замечательных машин и агрегатов, помогающих штурмовать своенравную и непокорную Ангару, про которую бай кальские рыбаки с откровенным уваже нием говорят: — Крута Ангара-река! Но ещё более поражает и радует стремление людей улучшать, совершен ствовать эти машины, какими бы перво классными они ни были. На строительстве работает большой шагающий экскаватор. Это — родной брат того, что прославился на Волго- Доне, только тот был первенцем, а этот сошёл со станков Уралмаша четвёртым. Разница ещё и в том, что на ангарском экскаваторе установлен вместо четыр надцатикубового ковша десятикубовый, а за счёт этого на десять метров удлине на стрела. Вызвано это тем, что на Ан гаре большой шагающий используется для прокладки трассы отводящего кана ла — в данном случае важнее длина стрелы, хотя бы даже в ущерб ёмкости ковша. Замена ковша и удлинение стрелы никоим образом не умалили достоинства большого шагающего. Однако и в этой машине люди нашли, чтб улучшать и со вершенствовать. Агрегат прибыл на строительство в разобранном виде. На сборку направили лучших крановщиков и машинистов с обычных экскаваторов. Много дней за тратили они, чтобы по. винтику, по колё- сику свести воедино тысячи деталей. А когда шагающий встал, наконец, на свои лыжи, сборщики попросились: — Коль мы собирали, так разрешите нам и поработать на нём!.. Первую вахту несла смена Николая Митрофановича Кольченко. В своё время он побывал на Волго-Доне (ездил по командировке Ангаргэсстроя со специ альной целью поучиться работать на большом шагающем), и теперь, когда десятикубовый ковш приготовился ныр нуть на дно Ангары, начальник экипажа Михайловский торжественным тоном сказал: — Вам, Николай Митрофанович, по праву принадлежит первый ковш. И Кольченко, стараясь не торопиться, сел в удобное кресло, положил вспотев шие от волнения ладони на рычаги уп равления, и громадная машина-завод послушно подчинилась воле человека. Второй ковш гравия зачерпнул со дна реки Михайловский, потом к рычагам сел его заместитель по механической ча сти — он же партгруппорг Саломатов, за тем снова. Кольченко—и работа началась. Через восемь часов смена Кольченко сдала дежурство, но Николай Митрофа нович не ушёл, не смог уйти домой. Он поднялся на верхнюю площадку экскава тора и отсюда, с высоты трёхэтажного дома, взглянул на раскинувшуюся перед ним строительную площадку. Над об ширной территорией стройки распро стёрлись стрелы экскаваторов — и самых простых и крупнейших шагающих. Раз меренно и неутомимо снуют из стороны в сторону их ковши, черпая гравий для тела плотины, прокладывая отводящий канал, готовя котлован под здание стан ции. Между стрелами экскаваторов дело вито копошатся сотни скреперов, бульдо зеров и автомашин, среди которых резко выделяются своими размерами двадцати пятитонные самосвалы МАЗ-525. Раскинулась вокруг густая сеть подъ ездных железнодорожных путей, протя нувшихся к каждому объекту строитель ства. На путях то и дело появляются па ровозы, мотовозы, а дальше от центра строительной площадки идёт не менее спорая работа по расчистке дна будуще го «Ангарского моря». Спиливаются не охватные кедры, корчуются пни, выжи гаются кустарники, а ещё дальше, в прибрежной полосе Байкала, начинается переселение из затопляемых мест кол хозных деревень и рабочих посёлков... На площадке экскаватора показался Саломатов. — Вот, Владимир Александрович, — обернулся к нему Кольченко, — смотрю с машины нашей на окружающёе, и ка жется мне, будто на океанском пароходе плыву. Ведь какая махина, а?.. Флагман всех экскаваторов!..
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2