Сибирские огни, 1954, № 4

Г. ПА Д Е РИН На А н гар е О ч е р к Всякий раз, когда бываешь на стройке Ангарской ГЭС, поражает и радует оби­ лие замечательных машин и агрегатов, помогающих штурмовать своенравную и непокорную Ангару, про которую бай­ кальские рыбаки с откровенным уваже­ нием говорят: — Крута Ангара-река! Но ещё более поражает и радует стремление людей улучшать, совершен­ ствовать эти машины, какими бы перво­ классными они ни были. На строительстве работает большой шагающий экскаватор. Это — родной брат того, что прославился на Волго- Доне, только тот был первенцем, а этот сошёл со станков Уралмаша четвёртым. Разница ещё и в том, что на ангарском экскаваторе установлен вместо четыр­ надцатикубового ковша десятикубовый, а за счёт этого на десять метров удлине­ на стрела. Вызвано это тем, что на Ан­ гаре большой шагающий используется для прокладки трассы отводящего кана­ ла — в данном случае важнее длина стрелы, хотя бы даже в ущерб ёмкости ковша. Замена ковша и удлинение стрелы никоим образом не умалили достоинства большого шагающего. Однако и в этой машине люди нашли, чтб улучшать и со­ вершенствовать. Агрегат прибыл на строительство в разобранном виде. На сборку направили лучших крановщиков и машинистов с обычных экскаваторов. Много дней за­ тратили они, чтобы по. винтику, по колё- сику свести воедино тысячи деталей. А когда шагающий встал, наконец, на свои лыжи, сборщики попросились: — Коль мы собирали, так разрешите нам и поработать на нём!.. Первую вахту несла смена Николая Митрофановича Кольченко. В своё время он побывал на Волго-Доне (ездил по командировке Ангаргэсстроя со специ­ альной целью поучиться работать на большом шагающем), и теперь, когда десятикубовый ковш приготовился ныр­ нуть на дно Ангары, начальник экипажа Михайловский торжественным тоном сказал: — Вам, Николай Митрофанович, по праву принадлежит первый ковш. И Кольченко, стараясь не торопиться, сел в удобное кресло, положил вспотев­ шие от волнения ладони на рычаги уп­ равления, и громадная машина-завод послушно подчинилась воле человека. Второй ковш гравия зачерпнул со дна реки Михайловский, потом к рычагам сел его заместитель по механической ча­ сти — он же партгруппорг Саломатов, за­ тем снова. Кольченко—и работа началась. Через восемь часов смена Кольченко сдала дежурство, но Николай Митрофа­ нович не ушёл, не смог уйти домой. Он поднялся на верхнюю площадку экскава­ тора и отсюда, с высоты трёхэтажного дома, взглянул на раскинувшуюся перед ним строительную площадку. Над об­ ширной территорией стройки распро­ стёрлись стрелы экскаваторов — и самых простых и крупнейших шагающих. Раз­ меренно и неутомимо снуют из стороны в сторону их ковши, черпая гравий для тела плотины, прокладывая отводящий канал, готовя котлован под здание стан­ ции. Между стрелами экскаваторов дело­ вито копошатся сотни скреперов, бульдо­ зеров и автомашин, среди которых резко выделяются своими размерами двадцати­ пятитонные самосвалы МАЗ-525. Раскинулась вокруг густая сеть подъ­ ездных железнодорожных путей, протя­ нувшихся к каждому объекту строитель­ ства. На путях то и дело появляются па­ ровозы, мотовозы, а дальше от центра строительной площадки идёт не менее спорая работа по расчистке дна будуще­ го «Ангарского моря». Спиливаются не­ охватные кедры, корчуются пни, выжи­ гаются кустарники, а ещё дальше, в прибрежной полосе Байкала, начинается переселение из затопляемых мест кол­ хозных деревень и рабочих посёлков... На площадке экскаватора показался Саломатов. — Вот, Владимир Александрович, — обернулся к нему Кольченко, — смотрю с машины нашей на окружающёе, и ка­ жется мне, будто на океанском пароходе плыву. Ведь какая махина, а?.. Флагман всех экскаваторов!..

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2