Сибирские огни, 1954, № 2
облегчать и улучшать положение ясачно- то населения. Благожелательная полити к а по отношению к народам Южной ■Сибири, переходившим в русское поддан ство , диктовалась классовыми интереса ми самого царского правительства, заин тересованного только в расширении и укреплении восточной границы, в полу чении высоко ценившейся на мировом рынке сибирской пушнины. «И всё- таки, — заключает JI. Потапов, — поли тика московских царей X V II века резко отличалась от политики правительств других европейских государств, которые в эпоху первоначального накопления ка- питала обращали в рабство и в букваль ном смысле истребляли целые племена и народности». Однако культурно-эконо мическое воздействие русского народа не могло быть как нечто однородное в соци альном отношении. И автор отчётливо по казы вает благотворное влияние русской народной культуры , отделяя её от коло низаторской роли русского чиновниче ства и купечества. Рассказывая о хищничестве царских ставленников, JI. Потапов раскрывает т акж е истинное лицо баев, зайсанов, нойонов, которые в приёмах эксплуата ции своих соплеменников не только ни в чём не уступали колонизаторам, а пре восходили их. Несмотря на колониальную политику царизма, русский народ сыграл глубоко прогрессивную роль в развитии и повы шении культуры малых народностей Южной Сибири. Но самое главное за ключается в том, что в результате побе ды Великой Октябрьской социалистиче ской революции русский народ помог шорцам, хакасам , алтайцам, тувинцам ос вободиться от гнёта царских и собствен ны х эксплуататоров, о т социального раб с т в а и национального угнетения, помог выйти на широкий путь социалистическо г о переустройства жизни. JI. Потапов ши роко показывает небывалый расцвет эко номики и культуры народов Южной Си бири в условиях социалистического строя . Книга «Народы Южной Сибири» имеет несомненные научные достоинства. Однако приходится отметить, что автор допустил в ней несколько серьёзных ошибок и досадных описок. Критикуя антинаучную трактовку сущ ности военно-административных объеди нений в Южной Сибири, Л. Потапов во всей полноте раскрывает буржуазно-на ционалистический характер теорий и взглядов, прославляющих и идеализи рующих варварские объединения кочев ников. Но, в основном правильно решая этот вопрос, он необоснованно полностью вачёркивает какие бы то ни было куль турны е успехи населения Горного Алтая в древние времена, даже не допускает мысли о местном, горноалтайском проис хождении значительного количества предметов, обнаруженных при археоло гических раскопках известных Пазырык- ских курганов. Исследователь материальной культуры Пазырыка проф. С . Руденко в своей мо нографии «Культура населения Горного Алтая в скифское время», изданной А ка демией наук С С С Р в 19 5 3 г., вполне ар гументированно утверждает, что «архео логические раскопки в Горном Ал тае с полной очевидностью показали, что в первом тысячелетии до н. э. здесь суще ствовала своеобразная и по-своему яркая местная культура , имевшая много обще го с культурами соседних и более отда лённых скотоводческих племён». О мест ном происхождении многих предметов, найденных в Пазырыкских и других па мятниках старины Горного Алтая , пишет проф. С . Киселёв в своём труде «Древ няя история Южной Сибири». Несомненно, что значительная часть предметов материальной культуры Пазы рыка и других памятников старины Гор ного Алтая имеет ближневосточное и ки тайское происхождение (часть ковров, тканей и пр.), но на этом основании нельзя отрицать участие самих алтайцев в создании своеобразной, по тому вре мени высокой культуры . В своём труде «Очерки по истории ал тайцев», вышедшем из печати в 19 5 3 го ду, проф. JI. Потапов причисляет шорцев к алтайцам. В книге же «Народы Юж ной Сибири» шорцы рассматриваются им как самостоятельная этническая катего рия наряду с алтайцами, хакасами, т у винцами. Такое противоречие выглядит крайне странным. На странице 136 автор книги утверж дает, что при Советской власти «прекрас ные луга и пастбища Горного Алтая пе решли в в е ч н у ю с о б с т в е н н о с т ь к о л х о з о в » . Не точно! Земля в Совет ском Союзе является с о б с т в е н н о с т ь ю г о с у д а р с т в а , за колхозами она закрепляется на вечное пользование, а не в собственность. На странице 12 7 сказано: «Подчинён ные бийского исправника, усмирявшего бурханистов, в число которых входили и русские кулаки...» Получается, что р у с ские кулаки входили не в число подчи нённых бийского исправника, а в число бурханистов, что противоречит истине. Есть в книге и другие досадные описки, которых не заметили редакторы. Стран ную неразборчивость проявили они так же при иллюстрировании книги. В раз деле о новом Горном Алтае , например, помещены четыре фотографии, причём изображены на них два старых здания областного центра, одна... лошадь и по хожий на брезентовый шатёр передвиж ной сыроваренный завод, надобность в котором давным-давно отпала в связи с постройкой в сёлах многочисленных мас- лосыродельных заводов, оснащённых пе редовой техникой. Одним словом, редак торы удовлетворились старьём. А ведь как бы дополнили текст учёного свежие
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2