Сибирские огни, 1954, № 2

облегчать и улучшать положение ясачно- то населения. Благожелательная полити­ к а по отношению к народам Южной ■Сибири, переходившим в русское поддан­ ство , диктовалась классовыми интереса­ ми самого царского правительства, заин­ тересованного только в расширении и укреплении восточной границы, в полу­ чении высоко ценившейся на мировом рынке сибирской пушнины. «И всё- таки, — заключает JI. Потапов, — поли­ тика московских царей X V II века резко отличалась от политики правительств других европейских государств, которые в эпоху первоначального накопления ка- питала обращали в рабство и в букваль­ ном смысле истребляли целые племена и народности». Однако культурно-эконо­ мическое воздействие русского народа не могло быть как нечто однородное в соци­ альном отношении. И автор отчётливо по­ казы вает благотворное влияние русской народной культуры , отделяя её от коло­ низаторской роли русского чиновниче­ ства и купечества. Рассказывая о хищничестве царских ставленников, JI. Потапов раскрывает т акж е истинное лицо баев, зайсанов, нойонов, которые в приёмах эксплуата­ ции своих соплеменников не только ни в чём не уступали колонизаторам, а пре­ восходили их. Несмотря на колониальную политику царизма, русский народ сыграл глубоко прогрессивную роль в развитии и повы­ шении культуры малых народностей Южной Сибири. Но самое главное за­ ключается в том, что в результате побе­ ды Великой Октябрьской социалистиче­ ской революции русский народ помог шорцам, хакасам , алтайцам, тувинцам ос ­ вободиться от гнёта царских и собствен­ ны х эксплуататоров, о т социального раб­ с т в а и национального угнетения, помог выйти на широкий путь социалистическо­ г о переустройства жизни. JI. Потапов ши­ роко показывает небывалый расцвет эко­ номики и культуры народов Южной Си­ бири в условиях социалистического строя . Книга «Народы Южной Сибири» имеет несомненные научные достоинства. Однако приходится отметить, что автор допустил в ней несколько серьёзных ошибок и досадных описок. Критикуя антинаучную трактовку сущ ­ ности военно-административных объеди­ нений в Южной Сибири, Л. Потапов во всей полноте раскрывает буржуазно-на­ ционалистический характер теорий и взглядов, прославляющих и идеализи­ рующих варварские объединения кочев­ ников. Но, в основном правильно решая этот вопрос, он необоснованно полностью вачёркивает какие бы то ни было куль­ турны е успехи населения Горного Алтая в древние времена, даже не допускает мысли о местном, горноалтайском проис­ хождении значительного количества предметов, обнаруженных при археоло­ гических раскопках известных Пазырык- ских курганов. Исследователь материальной культуры Пазырыка проф. С . Руденко в своей мо­ нографии «Культура населения Горного Алтая в скифское время», изданной А ка ­ демией наук С С С Р в 19 5 3 г., вполне ар­ гументированно утверждает, что «архео­ логические раскопки в Горном Ал тае с полной очевидностью показали, что в первом тысячелетии до н. э. здесь суще­ ствовала своеобразная и по-своему яркая местная культура , имевшая много обще­ го с культурами соседних и более отда­ лённых скотоводческих племён». О мест­ ном происхождении многих предметов, найденных в Пазырыкских и других па­ мятниках старины Горного Алтая , пишет проф. С . Киселёв в своём труде «Древ­ няя история Южной Сибири». Несомненно, что значительная часть предметов материальной культуры Пазы­ рыка и других памятников старины Гор­ ного Алтая имеет ближневосточное и ки­ тайское происхождение (часть ковров, тканей и пр.), но на этом основании нельзя отрицать участие самих алтайцев в создании своеобразной, по тому вре­ мени высокой культуры . В своём труде «Очерки по истории ал­ тайцев», вышедшем из печати в 19 5 3 го­ ду, проф. JI. Потапов причисляет шорцев к алтайцам. В книге же «Народы Юж­ ной Сибири» шорцы рассматриваются им как самостоятельная этническая катего­ рия наряду с алтайцами, хакасами, т у ­ винцами. Такое противоречие выглядит крайне странным. На странице 136 автор книги утверж ­ дает, что при Советской власти «прекрас­ ные луга и пастбища Горного Алтая пе­ решли в в е ч н у ю с о б с т в е н н о с т ь к о л х о з о в » . Не точно! Земля в Совет­ ском Союзе является с о б с т в е н н о ­ с т ь ю г о с у д а р с т в а , за колхозами она закрепляется на вечное пользование, а не в собственность. На странице 12 7 сказано: «Подчинён­ ные бийского исправника, усмирявшего бурханистов, в число которых входили и русские кулаки...» Получается, что р у с ­ ские кулаки входили не в число подчи­ нённых бийского исправника, а в число бурханистов, что противоречит истине. Есть в книге и другие досадные описки, которых не заметили редакторы. Стран­ ную неразборчивость проявили они так­ же при иллюстрировании книги. В раз­ деле о новом Горном Алтае , например, помещены четыре фотографии, причём изображены на них два старых здания областного центра, одна... лошадь и по­ хожий на брезентовый шатёр передвиж­ ной сыроваренный завод, надобность в котором давным-давно отпала в связи с постройкой в сёлах многочисленных мас- лосыродельных заводов, оснащённых пе­ редовой техникой. Одним словом, редак­ торы удовлетворились старьём. А ведь как бы дополнили текст учёного свежие

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2