Сибирские огни, 1954, № 2

ведении в качестве противоборствующих Сартакпаю сил введены автором образы бая — угнетателя бедняков, видящего в замыслах богатыря угрозу своей власти над народом, и шамана (кама), запуги­ вающего тёмный народ силами приро­ ды. Козни, происки бая и шамана постоянно сопутствуют подвигам Сартак- пая, а преодоление героем стихий приро­ ды означает и победу его над враждеб­ ными народу социальными силами и вековыми предрассудками, довлевшими над народными массами. В таком истолковании старинной на­ родной легенды современным советским поэтом, может быть, и содержится из­ вестная доля, так сказать, «осовремени­ вания» и «домысливания» фольклорного первоисточника, но, в конечном счёте, это всё-таки более верное и близкое рас­ крытие подлинных мотивов, какие вкла­ дывал народ в свои устные творения. К. Козлов, быть может, и более строго придерживался подлинного фольклорно­ го источника, бытующего на А л тае и, в частности, запечатлённого в легенде кон­ фликта Сартакпая с собственным сыном, но, ограничив себя этой линией, поэт лишил своё произведение и его централь­ ный образ должной широты и полноты идейного, социального содержания. То, что К. Козлов лишь поверхностно коснулся основного в идейном содержа­ нии народного эпоса, свёл свою работу только к поэтическому воспроизведению фольклорного первоисточника и не­ сколько примитивной «увязке» его с на­ шей современностью, это свидетельству­ е т о недостаточной ещё идейной воору­ жённости самого молодого поэта. К. Коз­ лов неглубоко проник в богатый по своим возможностям материал устного народного творчества, по мотивам кото­ рого он написал свою поэму. Очевидно, этим и можно объяснить, что К. Козлову не удалось должным об­ разом завершить яркий поэтический рас­ сказ о славных делах Сартакпая. Финал поэмы весьма смутен , скомкан, заклю­ чительный эпизод — постройка Сартак- паем моста через Катунь , печальный ис­ ход этого подвига — никоим образом не раскрывают и не завершают того широ­ кого идейного замысла, какой лежит в основе произведения. Сартакпай, убедив­ шись в том, что сын е го не может быть ем у сподвижником и помощником в его богатырском труде , один продолжает бор ьбу со стихиями природы. Он присту­ пает к сооружению переправы через Ка­ тунь. Титанический труд Сартакпая пей редан К. Козловым поэтически красочно и выразительно: Сартакпай й кипящий омут Рушил каменные глыбы... А Катунь, шумя волнами, Мчалась бешеным галопом. Гнул к земле деревья ветер. Облака в выси клубились. И когда взлетела туча. Налетая на другую, Просвистев кнутом пастушьим, Гору молния стегнула. Сартакпай взмахнул рукою, Быстро молнию схватил он И ее с размаху вставил В ствол расщепленной берёзы. Отступила темь ночная И в ущельях притаилась. Сартакпай с себя снял шубу, (На булыжник шайку бросил. Он кидал с могучей силой Камень к камню, глыбу к глыбе, И они, ложась покорно, Над рекою повисали... Таких живописных картин немало в поэме К. Козлова, и это свидетельствует об одарённости и поэтической культуре поэта, о хорошем чувстве слова. Тем бо­ лее обидно, что поэт не проявил долж­ ной глубины и вдумчивости при раскры ­ тии содержания своего большого за­ мысла. Сартакпай уж е почти заканчивал пе­ реправу через Катунь, но вдруг проник­ ся яростной обидой на своего нерадиво­ го Сына, беспечно почивавшего в это вре­ мя с женой. Богатырь посылает им про­ клятие, в это мгновение рушится почти уже возведённый им мост: «Будьте прокляты вы оба!» — Богатырь воскликнул гневно Так, что небо всколыхнулось, Тан, что горы задрожали. И от крика Сартакпая Покачнулся мост и рухнул... Трудно понять, что хотел сказать поэт этим неожиданным поворотом в сюжете поэмы, такой завершающей сценой, про­ тиворечащей идейной основе произведе­ ния. На протяжении всей поэмы Сартак­ пай утверждал своими делами, подвига­ ми и помыслами верность народным ин­ тересам , этому он учил и своего сына. А в конце поэмы действия героя почему-то' свелись лишь к сугубо личному мотиву возмездия недостойному сыну. Сартакпай, обиженный на сына, слов­ но забывает в это мгновение о своём долге перед людьми. В финале поэмы почему-то совсем обрываются, исчезают вообще слабо показанные в поэме связи Сартакпая с народом. Последним поступ­ ком — разрушением сооружённой им переправы — Сартакпай как бы подчёр­ кивает тщетность и бесполезность всех своих прежних начинаний. Вольно или невольно, в этом заключительном эпи­ зоде поэмы автор как бы говорит о все­ силии рока, торжествующего над дерзно­ венными помыслами и делами человека. Впечатление это усугубляется последую­ щим эпизодом — чудодейственным пре ­ вращением А дучи и жены его Аймок в пару диких гусей , которых Сартакпай пытается поразить брошенным ввысь стопудовым камнем. Этот полностью ска ­ зочный мотив, пожалуй, единственный в поэме, появляющийся к тому ж е в самом конце поэмы, явно противоречит всем у предыдущему характеру , строю и разви­ тию повествования, написанного в отно­ сительно реалистическом плане.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2