Сибирские огни, 1954, № 2

стихотворениях: «Над землёй высокой широты», «на островах высокой парал­ лели», «цветы высокой параллели», «к островам высокой параллели». Почти в каждом стихотворении встречается слово «чтоб», иногда даже несколько раз в од­ ной строфе. Мы уж е не говорим о бес­ конечных вью гах и метелях, которые шумят в стихотворениях поэта о Севере. Этот недостаток, кстати сказать, присущ не только одному Игн. Рождественскому. Дело в том, что в сти хах многих поэтов Сибири яркая, самобытная природа свое- го края, его пейзаж воспринимаются иногда чисто внешне по раз и навсегда установленному поэтическому стандарту: если это, скажем, Алтай , то он, конечно, «голубой», если К узбасс — то в стихах немедленно появляются «копры» и «тер- риконники», если это Север — то он, ко­ нечно, «суровый», полный вьюг и мете­ лей. Потому-то и бедны ещё стихи о Си­ бири, ибо сами поэты не дают себе тру ­ да найти какие-то свои свежие краски для передачи неповторимого своеобразия родного края, следуют уж е готовым «ре­ цептам», берут прямо лежащие под р у ­ кой слова, термины, определения. Невзыскательность в отборе слов, схе ­ матичность в построении стиха и приво­ дят к тому, что Игн. Рождественский не всегда заботится о смысловой нагрузке строфы , о её архитектонике. Так , он пи­ шет в стихотворении «Торопится к морю волна Енисея»: Ясны и спокойны могучие воды, Высок небосвод и глубок. И т у т ж е следуют строки: Но помнят в Сибири суровые годы. Рыбацкой избы огонёк. При чём т ут «но», какая логическая связь между двумя предыдущими стро­ ками? Как правило, большинство стихотворе­ ний Игн. Рождественского построено на обращении к читателю, к героям: «здесь во всём отыскиваешь ты», «ты с палубы увидишь на излуке», «подойдёшь ты, школьница моя», «такая должность у тебя» , «ты в школу дальнюю спешишь»; «но ты живёшь предчувствием весны», «и тебя трудолюбивей нет», «чем бы ты, скажи , была без русских» , «как же так, ты с первым караваном», «пройдёшь ты навстречу бетонным плотинам», «он те­ бе покажется угрюмым» и т. д. Это д е ­ лает стихи однообразными, неинтересны­ ми и, попросту говоря, скучными. Слишком много в стихах Игн. Рож­ дественского географических названий. В одном только стихотворении «Сибир­ ские реки придут в Каракумы» их..; четырнадцать. И в этом нужна мера! Однообразен поэт и в выборе размера. Большинстве его стихов написано, глав­ ным образом, двумя-тремя размерами, и кажется , что звучат они беспрерывно на одной и той же ноте, без нужного инто­ национного богатства и разнообразия, похожи друг на друга. За редким исклю­ чением его последние стихи многослов­ ны и не отличаются свежестью , ориги­ нальностью в решении им же поставлен­ ной поэтической задачи. В большом цикле стихотворений, открывающем один из последних номеров альманаха «Ени­ сей» (№ 10 , 19 5 3 г.), можно найти не более двух-трёх удачных строф. А неко­ торые важные и большие темы поэт рас­ крывает элементарнейшим методом пере­ числения, статистически: «Мы туннели пробьём через толщи хребтов», «Берега мы оденем в наряд из бетона», «Сколь­ ко света... из одной Ангары мы добудем стране», «С высоты водосброса... мы окинем просторы сибирской земли» и, наконец, так как перечислить всего н е ­ возможно, говорится: «Мы готовы к за ­ даньям любым». И подобное отнюдь не единичный случай: «Уже глубин закон­ чили промеры», «уже на стройку едут инженеры», «уже составы с техникой в пути», «уж е нашли местечко (!) для плотины», «уж е гараж построен для ма­ шины» и т. д. Трудно увлечься или ув ­ лечь кого-либо такими стихами. И это обстоятельство не может не волновать ни самого поэта, ни тех , кто ценит его творчество. Не следует ли из этого, что зрелому поэту Игн. Рождественскому необходимо решительно перестроить свои поэтиче­ ские приёмы, освежить краски, обновить свою поэтическую палитру? * * * Особо следует остановиться на поэмах Игн. Рождественского. Из пяти его поэм — «Стражи Мангазеи», «Стрелец­ кая застава» (хотя в ней использован материал первой, по сущ еству это — но­ вая поэма), «Василий Прончищев», «Шко­ ла в тайге», «Северная яблоня» — пер­ вые три посвящены далёкому прошлому Сибири, две последних — нашему сего­ дняшнему дню. Критика уж е справедливо отметила, что в поэме «Стражи Мангазеи», воспро­ изводящей борьбу русских людей XV II века с немцами, очень заметен налёт модернизации истории, не соблю­ дена психологическая и историческая правда. Вместо глубокого и всесторонне­ го проникновения в д ух , в характер вре­ мени поэт увлёкся стилизацией, поверх­ ностным описанием пышных богатств Мангазеи, её необыкновенных сокровищ и не заметил, как воспел одновременно й подвиги царёвых сборщиков дани, куп­ цов и мошенников, угнетавших и обирав­ ших народы Сибири. Игн. Рождествен­ ский в один ряд ставит, например, такие явления, как защита границ государства русского от иноземных захватчиков и сбор дани с местного населения Сибири.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2