Сибирские огни, 1954, № 2

о типических чертах нашего, совет­ ского полярника? Стоит почти целиком привести это стихотворение: Упрямый очерк плотно сжатых губ. Его душа не каждому открыта. Полярник по природе однолюб И у него характер следопыта. ■Он к своенравной Арктике привык. Живёт, ни перед чем не отступая. * Ему понятен чайки резкий крик, И нерпы вздох, и шорохи припая. Не молчалив, но знает цену слов, И говорить не будет попустому. В краю зимы, у кромки вечных льдов, Наш зимовщик подобен волнолому. Он отбивает натиск непогод (Здесь, в Арктике, стихии постоянны). Разводит рыб, китов из пушек бьёт, И постигает норов океана. Итак, он следопыт, разводит рыбу, постигает норов океана, бьёт китов. Но разве в этом — подлинный облик, истинный характер нашего современни­ ка? Ведь и до революции полярники бы­ ли следопытами, добывали рыбу, пости­ гали «норов океана». У советского по­ лярника есть свои, только ему прису­ щие черты человека нашего времени. Он — не только следопыт, он х о з я и н Арктики. Он — разведчик .полярных широт. Он добывает уголь и изы­ скивает нефть, прокладывает рельсы самых северных в мире дорог и строит в тундре города. Иное делает он теперь, иными целями определяется его яшзнь. Именно к нему относятся пророческие горьковские слова, написанные в 1936 году: «...И во тьме полярной ночи ярко горит солнце человеческого разума».. А Игн. Рождественский просто перечис­ лил то, что было характерно в о о б щ е для полярника. Его зимовщик — человек вне времени и пространства. Словно чув­ ствуя этот серьёзный недостаток, поэт приделал к стихотворению концовку, в которой пишет, что он, зимовщик-по­ лярник: И паром отогреет мерзлоту, И рожь посеет н а д (?!) Югорским шаром. Народ сюда послал его недаром. Эти слова, по мнению поэта, должны были восполнить' недостающие черты в образе советского полярника. Но ведь это же простая, формальная отписка — не больше. И она не может спасти всё стихотворение. Не чем иным, как только нетребова­ тельностью, можно объяснить появление в таком ответственном, итоговом сборнике стихотворений альбомного порядка. По­ добным недостатком особенно грешит раздел «Лирические строки». Кроме пя­ ти стихотворений («Весна причалила к обрыву», «О такой вот, о русской зиме белолицей», «Княженика», «Зима разма- шисто и смело», «Лебедь, Мирное, Сума­ рокове»), всё остальное написано в нём старомодно, сентиментально. Вот только один пример: Зажигаются бакены, звёзды реки, На зелёной вечерней воде. И куда ни взгляни — огоньки, огоныш,. И конца им не видно нигде. Эти звёзды речные близки рулевым, Огоньки, что бегут по волнам — Золотая тропинка к причалам твоим, К незабвенным твоим берегам. Приближается кромка родимой земли. От черёмухи веет весной. И окошкю твоё, что мерцает вдали, Для меня словно банен речной. Кстати, увлёкшись «красивостью» зажжённых на реке бакенов, поэт не за­ метил явного противоречия между окош­ ком любимой, к которому герой, веро­ ятно, стремится всеми силами своей ду­ ши, и речным бакеном, предупреждаю­ щим, как известно, об опасности. А ведь Игн. Рождественский умеет писать истинно лирические, задушевные стихи, в которых органически слились мягкий лиризм и философское раздумье. В этом же произведении всё по-альбомному мел­ ко и слащаво: «Твоё окошко», которое «мерцает вдали», «твои причалы», к ко­ торым ведёт «золотая тропинка», весен­ няя черёмуха и, конечно, твои н е з а б в е н н ы е берега! Декламационно, стандартно большин­ ство стихов о мире. Мы за мир голоса поднимаем, Чтобы кровь не лилась на земле. Не позволим, чтоб тучи затмили Нашей мирной страны небосвод! I . Не позволим, чтоб Трумэна слуги Пламя новой войны разожгли. Мы, товарищи, мир отстоим! Возможно, что эти зарифмованные ло­ зунги, произнесённые во-время поэтом,, имели право на существование, включать же их в книгу избранных стихов, на наш взгляд, не следовало. Характерным недостатком ряда пос­ ледних стихов Игн. Рождественского яв­ ляется бедность поэтических интонаций,, ритмики, словаря. Поэт словно перестал искать новых приёмов, новых эпитетов. Он или берёт готовые, отработанные, бездейственные или, найдя новое, ориги­ нальное, яркое, без конца повторяет его в своих же стихах. Так, -множество раз повторяется слово «сиянье» и от него производные—«осиян», «просиял» и т. д. Бесчисленно варьируется слово «род­ ной». Переходит из стихотворения в стихотворение слово «побратимы». «По­ братимы мои, рыбаки с Енисея», «С нар­ ты бегут побратимы», «проглядим, пожа­ луй, побратимы», «и глаз не сводит с побратимов он», «и вахту с побратима­ ми несла», «пояснил десятский побрати­ му». Понравилось словечко «шквали­ стый», и вот уже не в одном, а в трёх стихотворениях оно фигурирует: «к водо­ падам шквалистым своим», «шквалистой захлёстнутый волной», «спешил корабль по шквалистым волнам». Удачно найден­ ный эпитет поэт повторяет в различных.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2