Сибирские огни, 1954, № 2
о типических чертах нашего, совет ского полярника? Стоит почти целиком привести это стихотворение: Упрямый очерк плотно сжатых губ. Его душа не каждому открыта. Полярник по природе однолюб И у него характер следопыта. ■Он к своенравной Арктике привык. Живёт, ни перед чем не отступая. * Ему понятен чайки резкий крик, И нерпы вздох, и шорохи припая. Не молчалив, но знает цену слов, И говорить не будет попустому. В краю зимы, у кромки вечных льдов, Наш зимовщик подобен волнолому. Он отбивает натиск непогод (Здесь, в Арктике, стихии постоянны). Разводит рыб, китов из пушек бьёт, И постигает норов океана. Итак, он следопыт, разводит рыбу, постигает норов океана, бьёт китов. Но разве в этом — подлинный облик, истинный характер нашего современни ка? Ведь и до революции полярники бы ли следопытами, добывали рыбу, пости гали «норов океана». У советского по лярника есть свои, только ему прису щие черты человека нашего времени. Он — не только следопыт, он х о з я и н Арктики. Он — разведчик .полярных широт. Он добывает уголь и изы скивает нефть, прокладывает рельсы самых северных в мире дорог и строит в тундре города. Иное делает он теперь, иными целями определяется его яшзнь. Именно к нему относятся пророческие горьковские слова, написанные в 1936 году: «...И во тьме полярной ночи ярко горит солнце человеческого разума».. А Игн. Рождественский просто перечис лил то, что было характерно в о о б щ е для полярника. Его зимовщик — человек вне времени и пространства. Словно чув ствуя этот серьёзный недостаток, поэт приделал к стихотворению концовку, в которой пишет, что он, зимовщик-по лярник: И паром отогреет мерзлоту, И рожь посеет н а д (?!) Югорским шаром. Народ сюда послал его недаром. Эти слова, по мнению поэта, должны были восполнить' недостающие черты в образе советского полярника. Но ведь это же простая, формальная отписка — не больше. И она не может спасти всё стихотворение. Не чем иным, как только нетребова тельностью, можно объяснить появление в таком ответственном, итоговом сборнике стихотворений альбомного порядка. По добным недостатком особенно грешит раздел «Лирические строки». Кроме пя ти стихотворений («Весна причалила к обрыву», «О такой вот, о русской зиме белолицей», «Княженика», «Зима разма- шисто и смело», «Лебедь, Мирное, Сума рокове»), всё остальное написано в нём старомодно, сентиментально. Вот только один пример: Зажигаются бакены, звёзды реки, На зелёной вечерней воде. И куда ни взгляни — огоньки, огоныш,. И конца им не видно нигде. Эти звёзды речные близки рулевым, Огоньки, что бегут по волнам — Золотая тропинка к причалам твоим, К незабвенным твоим берегам. Приближается кромка родимой земли. От черёмухи веет весной. И окошкю твоё, что мерцает вдали, Для меня словно банен речной. Кстати, увлёкшись «красивостью» зажжённых на реке бакенов, поэт не за метил явного противоречия между окош ком любимой, к которому герой, веро ятно, стремится всеми силами своей ду ши, и речным бакеном, предупреждаю щим, как известно, об опасности. А ведь Игн. Рождественский умеет писать истинно лирические, задушевные стихи, в которых органически слились мягкий лиризм и философское раздумье. В этом же произведении всё по-альбомному мел ко и слащаво: «Твоё окошко», которое «мерцает вдали», «твои причалы», к ко торым ведёт «золотая тропинка», весен няя черёмуха и, конечно, твои н е з а б в е н н ы е берега! Декламационно, стандартно большин ство стихов о мире. Мы за мир голоса поднимаем, Чтобы кровь не лилась на земле. Не позволим, чтоб тучи затмили Нашей мирной страны небосвод! I . Не позволим, чтоб Трумэна слуги Пламя новой войны разожгли. Мы, товарищи, мир отстоим! Возможно, что эти зарифмованные ло зунги, произнесённые во-время поэтом,, имели право на существование, включать же их в книгу избранных стихов, на наш взгляд, не следовало. Характерным недостатком ряда пос ледних стихов Игн. Рождественского яв ляется бедность поэтических интонаций,, ритмики, словаря. Поэт словно перестал искать новых приёмов, новых эпитетов. Он или берёт готовые, отработанные, бездейственные или, найдя новое, ориги нальное, яркое, без конца повторяет его в своих же стихах. Так, -множество раз повторяется слово «сиянье» и от него производные—«осиян», «просиял» и т. д. Бесчисленно варьируется слово «род ной». Переходит из стихотворения в стихотворение слово «побратимы». «По братимы мои, рыбаки с Енисея», «С нар ты бегут побратимы», «проглядим, пожа луй, побратимы», «и глаз не сводит с побратимов он», «и вахту с побратима ми несла», «пояснил десятский побрати му». Понравилось словечко «шквали стый», и вот уже не в одном, а в трёх стихотворениях оно фигурирует: «к водо падам шквалистым своим», «шквалистой захлёстнутый волной», «спешил корабль по шквалистым волнам». Удачно найден ный эпитет поэт повторяет в различных.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2