Сибирские огни, 1954, № 2

мые детали нашёл он для изображения этого своеобразного и красочного края, его людей? Если б не колхозы, не Советы, Если б не великие вожди, Разве дожила б ты до рассвета. Разве б пел о радости хайджи? Опять-таки, всё это верно, но... поэзии здесь нет. Ведь так можно сказать о лю­ бом другом крае нашей Родины. Что но­ вого сказал поэт в этом стихотворении? Ровно ничего. Он просто повторил то, что было десятки и сотни раз сказано до него, нимало не заботясь о поэтичен ской выразительности стиха, рифмуя «вожди — хайджи». В стихотворении «Письмо Горького» рассказывается о том, как пионеры запо­ лярного города Игарки получили письмо от великого писателя. Волнующая, бла­ городная тема! Кому, как не Игн. Рожде­ ственскому, человеку, знающему и лю­ бящему Север, можно было увлечься этой темой. К сожалению, этого не слу­ чилось. В Игарку, в школу, пришло письмо от Горького: От Горького, желанного, родного. От лучшего писателя земли. Его живое солнечное слово В своих сердцах навеки сберегли. Сказано цветисто, пышно, выспренно, я в то же время как много здесь необя­ зательных слов! Почему, например, о Горьком говорится, что он «желанный»? Скорее это можно было бы отнести к самому письму. Кто сберёг в сердце «его слово»? Об этом можно только догады­ ваться. Иногда хорошие на только по замыс­ лу, но и по выполнению в целом стихи поэт портит ненужными, прозаическими строками. Так получилось со стихотворением «Лётчик авиации лесной». Правдиво, живописно рассказав о благородной про­ фессии лётчика — хранителя народного достояния, поэт заканчивает стихотворе­ ние: Он хранит деревья от пожара. Бережёт колхозное добро. Ведь ясно же, что этот вывод само со­ бой вытекает из всего стихотворения. Об этом впереди было сказано конкретно, точно, поэтично. Зачем же ещё повто­ рять всё, сказанное раньше? Строки эти не только ничего не добавляют, но и ре­ жут слух своей назойливой сентенцией. Существенными недостатками страда­ ют стихи и других разделов — «На се­ верных просторах», «Утро мира», «Суро­ вые дни». В стихотворении «В тундре», напри­ мер, поэт рассказывает о том, как в се­ верное селение впервые привезли ко­ рову: 12. «Сибирские огни» № 2. Здесь, на краю России, Крытые тёсом дома. Двигатели ветряные, А в о т и о н а с а м а (71). Невольно напрашивается вопрос: кто? Оказывается, корова, так как последую­ щая строка — «жует как ни в чём не бывало». Однако из предыдущего текста понять это было невозможно: речь шла о женщине-зоотехнике («русская ты» , «всё ты уметь должна»), И такие просчёты не редки. Обраща­ ясь к Хакассии, поэт пишет: «Родная дочь моей России, да будет славен т в о й народ!» Затем, завершая стихо­ творение, продолжает: «И вижу я... ду­ бок, посаженный х а к а с к о й , резные листья развернул». Он крепнет4, силы набирая. Растёт т в о й первенец —гляди!.. Моя таёжная, сте»пная, Я всю б т е б я прижал к груди. Понятно, что заключительные строки по всей грамматическим законам никако­ го отношения к Хакассии не имеют. Они способны лишь вызвать улыбку и немед­ ленно уничтожить весь патетический пыл поэта, выраженный в полдесятке предшествующих строф. Давно известно: нарочитая многозна­ чительность превращается в свою проти­ воположность. Стихотворение «Снежни­ ца» заканчивается следующими стро­ ками: А ты сквозь ночь огнём зелёным Сигналишь мне издалека. И я смогу сквозь снег пробиться, Преодолеть громады гор. Лесная станция Снежница, Маяк манящий, семафор. Что ни строка — загадка. Необязатель­ ность этих строк привела к необязатель­ ности всего стихотворения. В самом деле, зачем поэт должен пробиваться «сквозь снег», «преодолевать громады гор», что­ бы увидеть обычную станцию на вели­ ком сибирском пути? Почему скромная станция вдруг становится маяком, да ещё «манящим»? К чему всё это? Что хотел сказать поэт? Что это за ненужная, ложная символика? Или еще: пчела, по­ сле удачного «первого вылета», возвра­ щается в свой улей. И поэт торжествен­ но заканчивает стихотворение: Ни стужам, ни свирепым непогодам, Полёта м и р н ы х Пчёл не задержать! («П ервый вылет»). Это производит комичное впечатление. В других стихах, рисуя портреты ря­ довых советских людей, поэт иногда до­ пускает и серьёзные идейные срывы. Игн. Рождественский попытался нари­ совать образ советского полярника, зи- мбвщика (а не «зимовщика», как у ав­ тора), покорителя суровой Арктики («Полярник»), Хороший замысел! Но что мы узнаём из стихотворения о характере,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2