Сибирские огни, 1954, № 2
мые детали нашёл он для изображения этого своеобразного и красочного края, его людей? Если б не колхозы, не Советы, Если б не великие вожди, Разве дожила б ты до рассвета. Разве б пел о радости хайджи? Опять-таки, всё это верно, но... поэзии здесь нет. Ведь так можно сказать о лю бом другом крае нашей Родины. Что но вого сказал поэт в этом стихотворении? Ровно ничего. Он просто повторил то, что было десятки и сотни раз сказано до него, нимало не заботясь о поэтичен ской выразительности стиха, рифмуя «вожди — хайджи». В стихотворении «Письмо Горького» рассказывается о том, как пионеры запо лярного города Игарки получили письмо от великого писателя. Волнующая, бла городная тема! Кому, как не Игн. Рожде ственскому, человеку, знающему и лю бящему Север, можно было увлечься этой темой. К сожалению, этого не слу чилось. В Игарку, в школу, пришло письмо от Горького: От Горького, желанного, родного. От лучшего писателя земли. Его живое солнечное слово В своих сердцах навеки сберегли. Сказано цветисто, пышно, выспренно, я в то же время как много здесь необя зательных слов! Почему, например, о Горьком говорится, что он «желанный»? Скорее это можно было бы отнести к самому письму. Кто сберёг в сердце «его слово»? Об этом можно только догады ваться. Иногда хорошие на только по замыс лу, но и по выполнению в целом стихи поэт портит ненужными, прозаическими строками. Так получилось со стихотворением «Лётчик авиации лесной». Правдиво, живописно рассказав о благородной про фессии лётчика — хранителя народного достояния, поэт заканчивает стихотворе ние: Он хранит деревья от пожара. Бережёт колхозное добро. Ведь ясно же, что этот вывод само со бой вытекает из всего стихотворения. Об этом впереди было сказано конкретно, точно, поэтично. Зачем же ещё повто рять всё, сказанное раньше? Строки эти не только ничего не добавляют, но и ре жут слух своей назойливой сентенцией. Существенными недостатками страда ют стихи и других разделов — «На се верных просторах», «Утро мира», «Суро вые дни». В стихотворении «В тундре», напри мер, поэт рассказывает о том, как в се верное селение впервые привезли ко рову: 12. «Сибирские огни» № 2. Здесь, на краю России, Крытые тёсом дома. Двигатели ветряные, А в о т и о н а с а м а (71). Невольно напрашивается вопрос: кто? Оказывается, корова, так как последую щая строка — «жует как ни в чём не бывало». Однако из предыдущего текста понять это было невозможно: речь шла о женщине-зоотехнике («русская ты» , «всё ты уметь должна»), И такие просчёты не редки. Обраща ясь к Хакассии, поэт пишет: «Родная дочь моей России, да будет славен т в о й народ!» Затем, завершая стихо творение, продолжает: «И вижу я... ду бок, посаженный х а к а с к о й , резные листья развернул». Он крепнет4, силы набирая. Растёт т в о й первенец —гляди!.. Моя таёжная, сте»пная, Я всю б т е б я прижал к груди. Понятно, что заключительные строки по всей грамматическим законам никако го отношения к Хакассии не имеют. Они способны лишь вызвать улыбку и немед ленно уничтожить весь патетический пыл поэта, выраженный в полдесятке предшествующих строф. Давно известно: нарочитая многозна чительность превращается в свою проти воположность. Стихотворение «Снежни ца» заканчивается следующими стро ками: А ты сквозь ночь огнём зелёным Сигналишь мне издалека. И я смогу сквозь снег пробиться, Преодолеть громады гор. Лесная станция Снежница, Маяк манящий, семафор. Что ни строка — загадка. Необязатель ность этих строк привела к необязатель ности всего стихотворения. В самом деле, зачем поэт должен пробиваться «сквозь снег», «преодолевать громады гор», что бы увидеть обычную станцию на вели ком сибирском пути? Почему скромная станция вдруг становится маяком, да ещё «манящим»? К чему всё это? Что хотел сказать поэт? Что это за ненужная, ложная символика? Или еще: пчела, по сле удачного «первого вылета», возвра щается в свой улей. И поэт торжествен но заканчивает стихотворение: Ни стужам, ни свирепым непогодам, Полёта м и р н ы х Пчёл не задержать! («П ервый вылет»). Это производит комичное впечатление. В других стихах, рисуя портреты ря довых советских людей, поэт иногда до пускает и серьёзные идейные срывы. Игн. Рождественский попытался нари совать образ советского полярника, зи- мбвщика (а не «зимовщика», как у ав тора), покорителя суровой Арктики («Полярник»), Хороший замысел! Но что мы узнаём из стихотворения о характере,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2