Сибирские огни, 1954, № 2

ощущения советского человека, впервые увидевшего места, связанные с ссылкой И. В. Сталина: Сюда, на берег скованного края, В глухие, предрассветные года Навстречу бур© парус подымая, Он приплывал рыбачить иногда. Интересны и поэтичны из этого же цикла стихи «Дорога в Шушенское», «Шушенские сосны», «В селе далёком» и некоторые другие. К сожалению, боль­ шинство из них оказалось не на долж­ ном художественном уровне. Но об этом ниже. Сейчас же хочется подчеркнуть, что Игн. Рождественский, проработав­ ший в литературе свыше двадцати пяти лет, выпустивший более двух десятков книг, вырос в интересного, своеобразно­ го поэта, сумевшего по-своему свежо раскрыть найденные им новые темы. Всё это верно. А между тем, если мы обратимся к последним сборникам поэта и прежде всего к сборникам «Мирная земля» (1952 г.) и «Стихи и поэмы» (1952 г.), в которых подводится итог мно­ голетней деятельности поэта, мы без тру­ да обнаружим, что качество стиха в них заметно снизилось. Если внимательно проследить твор­ чество Игн. Рождественского, то сразу же можно увидеть, что недостатки эти не случайны, что они берут истоки ещё о самого начала творческого пути поэта. Игн. Рождественский писал (как и пи­ шет сейчас) очень неровно, торопливо. Многие стихи, написанные им до войны, созданы не в результате насущной, кровной необходимости поделиться с ч№ тателем своими самыми сокровенными чувствами и думами, а простой потребно­ стью «писать», писать вообще, писать бестрепетной рукой и с холодным серд- цем. В этом смысле характерно для поэ­ та стихотворение двенадцатилетней дав­ ности «Землячка». Игн. Рождественский узнал, что в детстве героиня-партизанка Зоя Космодемьянская жила несколько лет в Сибири. Отдавшись целиком этому чисто внешнему, малозначительному фак­ ту в биографии народной героини, он решил немедленно откликнуться на него. И, не взволновавшись по-настоящему, от­ кликнулся холодными, поспешно зариф­ мованными строками, утомительно-долго пытаясь убедить читателя в своём вол­ нении. Но волнение это — не подлинное, аффектированное. Оно, как бенгальский огонь, не греет, оставляет равнодушным читателя. И потому-то получились такие равнодушно-констатационные строки: Пытки. (Ночь. А утром спозаранку. Не поникнув гордой головой, Умирала в петле партизанка, Чтоб остаться гневной и живой. Однообразие размеров, скучность по­ дробного и необязательного описатель­ ства были заметны, таким образом, ещё в ранних стихах поэта. Он пытался пре­ одолевать их, но преодолевал неглу­ боко. И поэтому в книгах, которые являются творческим отчётом поэта, про­ изведения подлинно поэтические сосед­ ствуют с риторическими, информацион­ ными и иногда беспомощными стихами. И никак нельзя согласиться с И. Цвей- товым, который в статье о творчестве Рождественского («Енисей» № 10, 1953 г.) утверждает: «Стихов отвлечён­ ных, абстрактных у него не встретишь». Так ли это? Достаточно перечитать осо­ бенно захваливаемые И. Цвейтовым сти­ хи, посвящённые шушенским и курей- ским местам, чтобы убедиться в обрат­ ном. Большинство произведений этого раздела («Дорогие места») описательно, в них нет и попытки нарисовать, рас­ крыть хотя бы отдельные черты наших великих вождей. Многие стихи написа­ ны очень общими, абстрактными слова­ ми, не могущими вызвать какого-либо живого представления в сознании читате­ ля. Кого могут, например, взволновать такие холодные риторические строки: 'Он в саду и тракторном отряде. На леса он всходит —погляди. Ленин —у отличника в тетради, Ленин —у героя на груди. В таком же по существу плане напи­ саны стихи о Курейке, о заветном доми­ ке, в котором жил И. В. Сталин: В этот дом приходят садоводы, Пилоставы и учителя. Гордые властители природы, Чем красна советская земля. Конечно, всё это правильно. Но ведь поэт не просто должен констатировать общеизвестные факты, а образно переда­ вать их. В этих же стихах нет ни одной чем-либо запоминающейся детали, нет и своей, присущей Рождественскому, инто­ нации, отсутствует колорит. Поэту неред­ ко изменяет вкус. В стихотворении под весьма обязывающим заголовком: «Ленин с нами» Игн. Рождественский пишет: Ты каждый день встречаешь 'Ильича, Когда... идёшь бескрайними полями. Где дружных всхюдов яркая п а р ч а . Только ради рифмы поэт вклинивает в стихотворение это чужеродное, в дан­ ном случае совершенно противопоказан­ ное слово «парча». Утрачено чувство меры и в ряде других стихотворений. «Отвлечённые и абстрактные» стихи, к сожалению, встречаются и в других разделах итогового сборника «Стихи и поэмы». Риторика, бесцветность, одно­ тонность — характерные признаки такого рода стихов. Наряду о такими подлинно поэтическими произведениями, как «Ени­ сейское море», «Песня», «Пасечник», «Мана», в сборнике помещены пустые, невыразительные стихи. Вот, например, поэт пишет о Хакассии. Какие же отли­ чительные признаки, какие неповтори­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2