Сибирские огни, 1954, № 1
произведения оно стало теперь подлинно историко-революционным романом, и воспитательная ценность его несомненно ^повысилась. %■ Б. Беляев. „СЛОВО Д Р У З Ь Я М " У нас очень много спорят о стихах, о том, как и на какие темы следует их писать, но никто не пытался оспаривать ту истину, что стихи должны волновать читателя, обогащать его ум и трогать чувства. Перед нами лежит маленькая книж ка стихов Сергея Тельканова «Слово друзьям»1. Должно быть, даже; придир чивый критик не сумеет упрекнуть поэта в неряшливой рифме, в однообразии ритмов, в узости тем. С, Тедьканов чер пает темы в нашей современности — он пишет о ремесленнике, который стал ра бочим, о садоводе, о героической борьбе корейского народа за свободу и незави с и м о с т ь Родины, о советских солдатах -фи шахтёрах, о заводском клубе и работе чабанов. Темы, которые принято называть «ак туальными», С. Тедьканов облекает в рифмы, порою звучные и интересные. И всё же его стихи оставляют читателя равнодушным. Это легко заметить, и в этом трудно разобраться. В самом деле, где следует искать причины неудачи? Думается, что причин несколько. Главная из них ■—■ отсутствие лирического «я» автора, лич ность поэта не ощущается в его стихах, хотя многие из них написаны от первого лица. Автор повествует о людях, собы тиях, которые наверняка заинтересовали бы читателя, если бы о них рассказать горячо и страстно; но такого рассказа в книге нет. Это не значит, что поэт должен декла рировать своё отношение к изображае мому, нет — но он должен раствориться -фф своих героях, жить ими, и тогда ими будет жить и читатель. Многие стихи С. Тельканова страдают умозрительностью, рассудочностью, не чувствуется знания натуры, необходимо го художнику. Не хватает конкретных деталей, которые делают всё выпуклым, близким, почти осязаемым. Вот выступает молодой токарь: Следят за ним десятки глаз, •И тишь —во всех концах. И начинает он рассказ О нормах, о резцах. И дальше, дальше нас ведёт (Путём своих побед, И всем нам хочется вперёд, Туда, за десять лет. А старый мастер про него » С. Т е л ь к а н о в . «Слово друзьям». Ха баровское книжное издательство, 1953 г. 136 стр. Соседу говорит: — Шагает токарь широко И далеко глядит! / («В заводском клубе»). Такие стихи написать нетрудно, для этого поэту вовсе не нужно знать или даже видеть токаря. Вот эта «общность» многих персона жей стихов, их приблизительная «похо жесть» на некоего воображаемого героя «вообще», героя вне конкретной обста новки, без мыслей и чувств, — вторая причина неудачи стихов С. Тельканова. Поэт — всегда открыватель нового, он показывает известное с новой, неожи данной стороны и этим как-то дополняет прежние представления, помогает глуб же и точнее постичь сущность явления. Таких открытий нет в книге «Слово друзьям». Напротив, автор её часто идёт по проторённому пути. Вот стихотворение «Чабан». Его герой прислушивается к гудению проводов: Это каждое мгновенье, Как известно чабану, В Кремль уходят донесенья, Пробегая всю страну. Это рапорты народа О больших его делах, О колхозах и заводах, О зерне и тракторах, О вагонах и проходке, Обо всём, что есть в стране. Сказано в какой-то сводке И о нём, о чабане. Дело не только в сухом перечислении, которое совсем не украшает стихи; важ но другое: сколько раз подобная мысль помогала многим авторам «благополуч но» закончить своё стихотворение? Последнее, о чём хочется сказать, — это о статичности изображения, во мно гих стихах сборника. В них ничего не происходит — автор описывает то, что видит и... больше ничего. Такие стихи напоминают не картину, написанную художником, где каждая частность слу жит целому, а фотографию, на которой есть всё, что попало в объектив фото аппарата. Таково, например, стихотворе ние «На путине». Здесь и описание реки, и зарифмованный рассказ о рыбной лов ле, и, наконец, заключительные строфы: Наполнен рыбою кунгас, И (катерок его увёл... А повариха кличет нас — Давно накры т бригадный стол. Пусть все промокли — не беда. Садимся у огня кружком, И сладок хлеб после труда, И суп хорош, и чай с дымком. Неужели всё писалось только для то го, чтобы выразить давно известную, став шую общим местом мысль о сладости за служенного отдыха? Очевидно, да. И от того, что в стихотворении нет «подвод ного течения», нет поэтического осмыс
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2