Сибирские огни, 1954, № 1

гностью, он напоминает девушке, что жизнь её принадлежит партии, а то, что принадлежит партии, — нужно беречь. В той же сцене он заботливо растирает снегом побелевшую от мороза щёку де­ в у ш к и и с мягким отеческим юмором Haj поминает о любви к ней другого под­ польщика. Дальнейшему раскрытию образа Мао ленникова помогает центральная сцена пьесы, в которой он, схваченный колча­ ковской контрразведкой, предстаёт перед «правителем омским» и его иностранны­ ми хозяевами. Хотя Масленникову осталось жить со­ всем недолго, но только он один произ­ водит в этой сцене впечатление живого человека. И Колчак, который вскоре умрёт позорной смертью, и Гревс, и Ша- нен, и Уорд, которым суждено спокой­ но умереть в своих постелях, — это тру­ пы смердящие. Слова Масленникова, полные высокого пафоса, убийственного ■сарказма, беспощадно разят этих пала­ чей народа. Неудачный каламбур Гревса о «бессмертии» Масленников обращает аротив самого Гревса. Да, Масленников ^ обречён на смерть, но он живёт не толь­ ко в настоящем, а й в будущем, которо­ го убить нельзя. К этому прекрасному будущему обра­ щено предсмертное письмо Масленнико­ ва, чтением которого заканчивается пьеса. Голосом Масленникова обращают­ ся к строителям коммунизма все те, кто отдал жизнь за победу народа и тем за­ воевал подлинное бессмертие. Остаётся пожалеть о том, что М. Мак­ симов самовольно лишил Масленникова права на личную жизнь. Трудно пред­ ставить, что у такого человека, как Мас­ ленников, не было близких, на было любимой. Однако он не вспоминает о них даже и в предсмертном письме. Ошибкою автора в трактовке образа Масленникова является и тот факт, что, уча всех революционной бдительности и конспирации, сам Масленников, по су­ ществу, пренебрегает основными прин­ цип ам и этой конспирации. Разве мысли­ мо, чтобы столь опытный подпольщик принимал на конспиративной квартире, являющейся центром омского подполья, такого неосторожного паренька, как брат Ирины — Гошка, который разгуливает по городу с протоколом подпольного со­ брания в кармане? Драматург создал жизненный образ Ирины Бугровой. Подпольная кличка её — «Железная». Читатель и зритель уверяются в справедливости этой клич­ ки именно в тот момент, когда Ирине становится невмоготу носить дальше от­ вратительную маску предательницы пе­ ред самыми близкими людьми. То, что она всё Hie не решается, без разрешения партии, открыться даже родному отцу,— тоже подпольщику, — лучшее доказа­ тельство правильности решения Маслен­ никова: отправить Ирину курьером в Москву через колчаковский тыл и фронт гражданской войны. Автор наделил Ирину тщательно про­ думанной речевой, характеристикой. Вот она кокетничает с эсеровским красно­ баем Соло, разыгрывает перед ним исте­ рическую барышню и, чтобы объяснить свой (предписанный партией) уход из красноармейского госпиталя, использует привычные для собеседника штампы бур­ жуазно-пацифистской литературы. А вот она, вернувшись из Москвы, попадает к партизанам и, продолжая для смеха ра­ зыгрывать монахиню, усиленно цитирует рассказ Чехова, как наиболее доступный ей источник сведений о фразеологии церковников. Следует, однако, отметить, что из сим­ патии к своей героине или из желания оградить зрителя от всяческих треволне­ ний, автор уже во второй картине пол­ ностью её реабилитирует и тем лишает себя возможности создать более увлека­ тельный сюжет. Хорош в пьесе брат Ирины — Гош­ ка, с его юношеской горячностью и страстным стремлением к подвигу. Чув­ ствуется, что для этого весёлого жизне­ радостного паренька, слесаря, поэта и подпольщика, революция это не только серьёзнейшее, но ещё и увлекательное дело. В языке его причудливо сосед­ ствуют и неплохо уживаются звучные пушкинские строфы и специальные тер­ мины, бытующие в семье потомственных железнодорожников Бугровых. В эти термины он порою вкладывает совсем неожиданное содержание, чем достигает­ ся подлинно комический эффект. Так, чтобы охарактеризовать отрицательное отношение отца к адвокату Соло, кото­ рый хочет жениться на его сестре, Гош­ ка замечает, что отец держит того «пе­ ред красным семафором». Значительный интерес представляет собой образ крестьянина Дерюги. Если характеры остальных героев относитель­ но статичны, то характер Дерюги дан в развитии. Перед читателем и зрителем развёртывается типический для трудово­ го сибирского крестьянства того времени процесс превращения мелкого собствен­ ника в красного партизана. Причём, как справедливо замечает Масленников, большевикам «помогают» агитировать Дерюгу и сам Колчак, и интервенты. «Помогают» тем, что разоблачают соб­ ственную демагогию грабежами, наси­ лиями и зверствами, жертвами которых становятся Дерюга и члены его семьи. Придя к революции, став членом боево­ го коллектива, этот прежде тёмный чело­ век, кажущийся вначале таким недалё­ ким, находит себя, проявляет природный ум, мужество, подлинное человеческое достоинство. Однако в начале пьесы автор не­ сколько приукрашивает своего героя. Из реплики Дерюги (при первом же по­ явлении его на сцене) создаётся впечат­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2