Сибирские огни, 1954, № 1
гностью, он напоминает девушке, что жизнь её принадлежит партии, а то, что принадлежит партии, — нужно беречь. В той же сцене он заботливо растирает снегом побелевшую от мороза щёку де в у ш к и и с мягким отеческим юмором Haj поминает о любви к ней другого под польщика. Дальнейшему раскрытию образа Мао ленникова помогает центральная сцена пьесы, в которой он, схваченный колча ковской контрразведкой, предстаёт перед «правителем омским» и его иностранны ми хозяевами. Хотя Масленникову осталось жить со всем недолго, но только он один произ водит в этой сцене впечатление живого человека. И Колчак, который вскоре умрёт позорной смертью, и Гревс, и Ша- нен, и Уорд, которым суждено спокой но умереть в своих постелях, — это тру пы смердящие. Слова Масленникова, полные высокого пафоса, убийственного ■сарказма, беспощадно разят этих пала чей народа. Неудачный каламбур Гревса о «бессмертии» Масленников обращает аротив самого Гревса. Да, Масленников ^ обречён на смерть, но он живёт не толь ко в настоящем, а й в будущем, которо го убить нельзя. К этому прекрасному будущему обра щено предсмертное письмо Масленнико ва, чтением которого заканчивается пьеса. Голосом Масленникова обращают ся к строителям коммунизма все те, кто отдал жизнь за победу народа и тем за воевал подлинное бессмертие. Остаётся пожалеть о том, что М. Мак симов самовольно лишил Масленникова права на личную жизнь. Трудно пред ставить, что у такого человека, как Мас ленников, не было близких, на было любимой. Однако он не вспоминает о них даже и в предсмертном письме. Ошибкою автора в трактовке образа Масленникова является и тот факт, что, уча всех революционной бдительности и конспирации, сам Масленников, по су ществу, пренебрегает основными прин цип ам и этой конспирации. Разве мысли мо, чтобы столь опытный подпольщик принимал на конспиративной квартире, являющейся центром омского подполья, такого неосторожного паренька, как брат Ирины — Гошка, который разгуливает по городу с протоколом подпольного со брания в кармане? Драматург создал жизненный образ Ирины Бугровой. Подпольная кличка её — «Железная». Читатель и зритель уверяются в справедливости этой клич ки именно в тот момент, когда Ирине становится невмоготу носить дальше от вратительную маску предательницы пе ред самыми близкими людьми. То, что она всё Hie не решается, без разрешения партии, открыться даже родному отцу,— тоже подпольщику, — лучшее доказа тельство правильности решения Маслен никова: отправить Ирину курьером в Москву через колчаковский тыл и фронт гражданской войны. Автор наделил Ирину тщательно про думанной речевой, характеристикой. Вот она кокетничает с эсеровским красно баем Соло, разыгрывает перед ним исте рическую барышню и, чтобы объяснить свой (предписанный партией) уход из красноармейского госпиталя, использует привычные для собеседника штампы бур жуазно-пацифистской литературы. А вот она, вернувшись из Москвы, попадает к партизанам и, продолжая для смеха ра зыгрывать монахиню, усиленно цитирует рассказ Чехова, как наиболее доступный ей источник сведений о фразеологии церковников. Следует, однако, отметить, что из сим патии к своей героине или из желания оградить зрителя от всяческих треволне ний, автор уже во второй картине пол ностью её реабилитирует и тем лишает себя возможности создать более увлека тельный сюжет. Хорош в пьесе брат Ирины — Гош ка, с его юношеской горячностью и страстным стремлением к подвигу. Чув ствуется, что для этого весёлого жизне радостного паренька, слесаря, поэта и подпольщика, революция это не только серьёзнейшее, но ещё и увлекательное дело. В языке его причудливо сосед ствуют и неплохо уживаются звучные пушкинские строфы и специальные тер мины, бытующие в семье потомственных железнодорожников Бугровых. В эти термины он порою вкладывает совсем неожиданное содержание, чем достигает ся подлинно комический эффект. Так, чтобы охарактеризовать отрицательное отношение отца к адвокату Соло, кото рый хочет жениться на его сестре, Гош ка замечает, что отец держит того «пе ред красным семафором». Значительный интерес представляет собой образ крестьянина Дерюги. Если характеры остальных героев относитель но статичны, то характер Дерюги дан в развитии. Перед читателем и зрителем развёртывается типический для трудово го сибирского крестьянства того времени процесс превращения мелкого собствен ника в красного партизана. Причём, как справедливо замечает Масленников, большевикам «помогают» агитировать Дерюгу и сам Колчак, и интервенты. «Помогают» тем, что разоблачают соб ственную демагогию грабежами, наси лиями и зверствами, жертвами которых становятся Дерюга и члены его семьи. Придя к революции, став членом боево го коллектива, этот прежде тёмный чело век, кажущийся вначале таким недалё ким, находит себя, проявляет природный ум, мужество, подлинное человеческое достоинство. Однако в начале пьесы автор не сколько приукрашивает своего героя. Из реплики Дерюги (при первом же по явлении его на сцене) создаётся впечат
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2