Сибирские огни, 1954, № 1
В. ГОЛАНТ* Пьеса о незабываемых днях Пьеса М. Максимова «Никогда не за будем!», поставленная в этом году Мо сковским драматическим театром имени К. С. Станиславского, уже известна си бирскому читателю по первому варианту её («Навсегда»), опубликованному в журнале «Сибирские огни» (1950 г., № 1). Этот вариант пьесы был постав лен Омским областным драматическим театром и Новосибирским театром «Красный факел». Уже в первом варианте пьесы борьба советских людей против колчаковщины была справедливо изображена как борь ба, прежде всего, против иностранных интервентов, без поддержки которых Колчак был бы бессилен. Теперь в пьесе эта линия ещё более усилена. М. Максимов ввёл сцену, в ко торой безымённый сенатор, представляю щий реакционные круги США, даёт по следние наставления будущему «прави телю омскому» — царскому адмиралу Колчаку. Он также инструктирует гене рала Гревса, получившего назначение командовать войсками американских ин тервентов в Сибири. В беседе с Гревсом сенатор раскрывает план расчленения и ограбления нашей страны и удушения социалистической революции, выработан ный американскими миллионерами. В об щих чертах он вполне соответствует пла ну, который опубликовал в 1918 году американский сенатор Пойндекстер. В разговоре сенатора с Гревсом и Колча ком явственно обнаруживается типиче ская черта американских интервентов:' стремление действовать чужими руками, тщательно заметать следы своих пре ступлений. Развивая тему разоблачения интервен ции, автор создаёт в последней картине нового варианта пьесы выразительную сцену паники, охватившей главарей ин тервентов и белогвардейщины при под ходе Красной Армии к Омску. Эта сце на раскрывает не только трусость импе риалистических вояк, она говорит и об обречённости самой интервенции. Автор включил далее в пьесу ряд но вых сцен, происходящих в партизан ском лагере. Это позволило М. Максимо ву расширить рамки пьесы, полнее отобразить всенародный характер борь бы против интервентов и белогвардей цев. Центральные образы пьесы — образы сибирских коммунистов-подполыциков — наиболее: удались автору. Руководитель омского подполья Александр Масленни ков как бы излучает душевную силу, оптимизм и энергию, заражает этой 1 энергией всех, кто с ним соприкасается. Но где черпает эту силу и энергию сам Масленников? Да в том неисчерпае мом её источнике, каким является Ком мунистическая партия. Не случайно в самые напряжённые и опасные моменты Масленников заботится о поддержании связей с Москвой, с Центральным Коми тетом партии. Готовя восстание, он от правляет в Москву подпольщика Ирину Бугрову. Именно эта органическая связь с пар тией, с Москвой определяет широту кру гозора руководителя омских коммуни стов. Вкладывая всю душу в подготовку восстания против Колчака, жертвуя жизнью за его успех, Масленников всё время помнит о том, что восстание — это лишь одно из звеньев в цепи раз работанных партией мероприятий, кото рые со временем — но только со вре менем — приведут к разгрому Колчака?» и интервентов и освобождению Сибири. Образ Александра Масленникова — многогранен, и это отражается как в по ступках, так и в языке героя пьесы. Ин структируя подпольщиков накануне вос стания, он говорит кратко и точно. Суро вым языком обращается он к Ирине Бу гровой, когда она, вынужденная скрывать даже от родных своё истинное лицо и по партийному поручению служить в кол чаковском штабе, проявляет некоторые признаки неуверенности. Но в то же время автор сумел несколькими штриха^ ми показать, что партийная требователь ность не только уживается в душе Мас ленникова с большой, всепоглощающей любовью к людям, но и порождена этой любовью. Отправляя Бугрову в Москву, что со пряжено для неё со смертельной опас-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2