Сибирские огни, 1954, № 1

В. ГОЛАНТ* Пьеса о незабываемых днях Пьеса М. Максимова «Никогда не за­ будем!», поставленная в этом году Мо­ сковским драматическим театром имени К. С. Станиславского, уже известна си­ бирскому читателю по первому варианту её («Навсегда»), опубликованному в журнале «Сибирские огни» (1950 г., № 1). Этот вариант пьесы был постав­ лен Омским областным драматическим театром и Новосибирским театром «Красный факел». Уже в первом варианте пьесы борьба советских людей против колчаковщины была справедливо изображена как борь­ ба, прежде всего, против иностранных интервентов, без поддержки которых Колчак был бы бессилен. Теперь в пьесе эта линия ещё более усилена. М. Максимов ввёл сцену, в ко­ торой безымённый сенатор, представляю­ щий реакционные круги США, даёт по­ следние наставления будущему «прави­ телю омскому» — царскому адмиралу Колчаку. Он также инструктирует гене­ рала Гревса, получившего назначение командовать войсками американских ин­ тервентов в Сибири. В беседе с Гревсом сенатор раскрывает план расчленения и ограбления нашей страны и удушения социалистической революции, выработан­ ный американскими миллионерами. В об­ щих чертах он вполне соответствует пла­ ну, который опубликовал в 1918 году американский сенатор Пойндекстер. В разговоре сенатора с Гревсом и Колча­ ком явственно обнаруживается типиче­ ская черта американских интервентов:' стремление действовать чужими руками, тщательно заметать следы своих пре­ ступлений. Развивая тему разоблачения интервен­ ции, автор создаёт в последней картине нового варианта пьесы выразительную сцену паники, охватившей главарей ин­ тервентов и белогвардейщины при под­ ходе Красной Армии к Омску. Эта сце­ на раскрывает не только трусость импе­ риалистических вояк, она говорит и об обречённости самой интервенции. Автор включил далее в пьесу ряд но­ вых сцен, происходящих в партизан­ ском лагере. Это позволило М. Максимо­ ву расширить рамки пьесы, полнее отобразить всенародный характер борь­ бы против интервентов и белогвардей­ цев. Центральные образы пьесы — образы сибирских коммунистов-подполыциков — наиболее: удались автору. Руководитель омского подполья Александр Масленни­ ков как бы излучает душевную силу, оптимизм и энергию, заражает этой 1 энергией всех, кто с ним соприкасается. Но где черпает эту силу и энергию сам Масленников? Да в том неисчерпае­ мом её источнике, каким является Ком­ мунистическая партия. Не случайно в самые напряжённые и опасные моменты Масленников заботится о поддержании связей с Москвой, с Центральным Коми­ тетом партии. Готовя восстание, он от­ правляет в Москву подпольщика Ирину Бугрову. Именно эта органическая связь с пар­ тией, с Москвой определяет широту кру­ гозора руководителя омских коммуни­ стов. Вкладывая всю душу в подготовку восстания против Колчака, жертвуя жизнью за его успех, Масленников всё время помнит о том, что восстание — это лишь одно из звеньев в цепи раз­ работанных партией мероприятий, кото­ рые со временем — но только со вре­ менем — приведут к разгрому Колчака?» и интервентов и освобождению Сибири. Образ Александра Масленникова — многогранен, и это отражается как в по­ ступках, так и в языке героя пьесы. Ин­ структируя подпольщиков накануне вос­ стания, он говорит кратко и точно. Суро­ вым языком обращается он к Ирине Бу­ гровой, когда она, вынужденная скрывать даже от родных своё истинное лицо и по партийному поручению служить в кол­ чаковском штабе, проявляет некоторые признаки неуверенности. Но в то же время автор сумел несколькими штриха^ ми показать, что партийная требователь­ ность не только уживается в душе Мас­ ленникова с большой, всепоглощающей любовью к людям, но и порождена этой любовью. Отправляя Бугрову в Москву, что со­ пряжено для неё со смертельной опас-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2