Сибирские огни, 1954, № 1

него более широкий и сложный круг восприятий и чувств. У Ивана Сокола есть неплохие лири­ ческие миниатюрки: «Час настал — и от- правленье дали», «В облаках над сугро­ бами синими». Но прочитаем его стихо- творение «Агитатор». Агитатор сидит над картой и видит: ...Бегут речные воды... Города шумят, дымят заводы, Зреют нивы — золото равнин. Силуэты стройные копров, Доменные печи —исполины и колхозов тысячи дворов... Уголь... кокс... Струя живая стали... Здесь, что ни слово, то штамп, при­ вычный, примелькавшийся: «золото нив», «печи-исполины», «струя стали». И когда агитатор записывает в тетрад­ ку: «Рассказать про новую Сибирь», мы с сожалением думаем: так он и слуша­ телям бегло перечислит общеизвестные вещи, и получится скучная, сухая бес седа. Примерно то же можно сказать и о стихах В. Зулина. Есть у него стихотво­ рения, наполненные теплотой: «Коман­ диру» и «Земляки». Но вот поэт берётся славить родной край («Песня о родном крае» и «Кузнецкая земля»). Куда де­ лись теплота и душевность? Они утону­ ли в наборе общих мест, риторики, шаб­ лонных выражений: Трудовую вахту Мы несём на шахте, Мы творим большие Славные дела. Овеян славой вечной Наш благородный труд. Везде разм ах широкий И богатырский рост! Громкие слова никогда не заменяли поэзии, риторикой никому не удавалось подменить глубокого внутреннего накала души поэта. По способу простого перечисления сделано и стихотворение А. Козлова «Родной город»: Зов гудков, дыхание заводов, Звон трамваев, паровозный свист, Кудри дыма вьются к небосводу, Гул машин над городом повис. На копрах горят победы звёзды... Даже и перечисление это случайно. Кроме копров со звёздами, ставших в стихах уже трафаретными, где здесь не­ повторимое своеобразие именно Кузбас­ са? Ведь заводы, трамваи, «кудри» дыма свойственны любому индустриальному городу. Молодым авторам пока не удалось до­ стойно, с поэтической силой и настоя­ щим мастерством, воспеть свой родной край — могучий социалистический Куз­ басс. Всё это мы говорим, конечно, не для того, чтобы противопоставить лирику публицистике. Вывод может быть один: чем всеобъемлющей и значительней те­ ма, тем большего художественного ма­ стерства, свежести слова и глубины мысли она требует. Этого и необходимо добиваться молодым поэтам Кузбасса, не жалея ни сил, ни времени на литера­ турную, творческую учёбу. В подобной учёбе нуждаются все участники сборника, в том числе и Р. Хромова, которая хорошо чувствует песеннооть стиха, но ещё не отрешилась от подражательности, и П. Рязанов, умеющий лаконично и поэтически пе­ редать мысль, но не избавившийся от серости, шаблонности многих строф. Литературной молодёжи, выступив­ шей в сборнике, нужно приучить себя к более ответственной и кропотливой рабо­ те над стихом, над каждой фразой и сло­ вом. Не надо спешить с опубликованием малохудожественных произведений. В заключение хотелось бы напомнить прекрасный завет советского поэта Н. Ушакова. Но я , писатель терпеливый, Храню, к ак музыку, слова. Я научился их звучанье Копить в подвале и беречь. Чем продолжительней молчанье, Тем удивительнее речь. Не надо беспокоиться о продолжитель­ ности своего поэтического молчания, ес­ ли за ним скрываются упорный труд и учение. Нужно заботиться о том, чтобы речь поэта была действительно поэтична и глубока по мысли.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2