Сибирские огни, 1954, № 1
образе яблоньки-девушки и восприни мается, как сотый перепев на один и тот ж е лад. В стихотворении «Меня не первый раз ты провожала» рассказывается о двух подругах. Причём, одна заявляет, Что молодость черёмухой весенней Однажды отбушует навсегда. А другая считает, что Любовь, чгажалуй, сложная дорога, Которую н ельзя пройти, спеша. Первая подруга говорит явно есенински ми словами, а вторая парирует её Щи- пачёвым. Нет уж! В стихах герои долж ны говорить собственным языком, язы ком автора, а не повторять чужие инто нации и образы. Повидимому, необходимый процесс «выплавления» собственного голоса не закончился ещё у молодого поэта, но в лучших стихотворениях этот голос зву чит уже достаточно уверенно. Обратимся к другим участникам сбор ника. Василий Афанасьев — поэт не без способностей. Об этом говорит душевное стихотворение «У берёзы». Но тут же мы читаем холодные, неуклюжие стихи, далёкие от поэзии. Вот — «Пополнение». Начинается оно так: П ареньку ш естнадцать л ет всего. Только что окончено ученье. Эта деловитая справка никак не заде вает наших чувств, не помогает нам ощутить радостное волнение ремеслен ника, вышедшего на самостоятельную дорогу. Нам вовсе не обязательно знать, что пареньку не пятнадцать и не сем надцать лет, а именно шестнадцать. Ведь это нисколько не углубляет его образа. Куда более эмоциональной была бы по этическая деталь, метафора, поставлен ная на место этих «уточняющих», но ни чего фактически не говорящих фраз. Первые строки дают тон всему стихо творению. Поэт пытается рифмовать самую дюжинную и серую прозу: — Ну, давай знакомиться, дружить. Паренёк с него не сводит взгляда. — Значит, зачисляете в бригаду? Разрешите к делу приступить! В. Афанасьев часто теряет чувство стиха, поэтичности. Он, например, не ощущает, что такие строки из стихотво рения «Моя ученица», как «Ей ска жет: — Освоилась, Настя, идёшь впере ди. Молодец!» — совершенно не ложат ся в стихи, они чужды им всем своим строем, штампованностью, отсутствием всякой эмоциональности и образности. Самый большой враг поэзии — шаб лон, трафарет, штамп. Этот враг появ ляется в том случае, когда поэт не имеет ещё самостоятельного поэтическо го мышления, поверхностно знает те вещи, о которых пишет, не выработал в себе острого худоншического взгляда, слабо владеет формой. И вот он неволь но берёт наиболее распространённые, за долго до него найденные, привычные об разы и выражения. Стихотворение по лучается серым и равнодушным. К сожалению, очень многие стихи сборника испорчены подобными шабло нами. Сила инерции так велика, а готовые словосочетания так близко ле жат под рукой, что одни и те же штампы встречаются у различных поэтов. В сти хотворении А. Полозовой «Песня» чи таем: «Вспомним мартовский день сине окий». У И. Сокола есть такая строчка: «Улыбается ночь синеокая». Наконец, Роза Хромова пишет: «Озёра синеокие». И это в одном сборнике! В стихах Антонины Полозовой есть и душевная теплота, и лиричность. Про стыми, бесхитростными словами она умеет донести до читателя своё настрое ние: Для меня неизвестным осталось — Кто сложил эту песню, когда? Только там, где она раздавалась . Навсегда уходила беда. Эту лиричность молодая поэтесса умеет внести и в стихи на широкую, публицистическую тему: Устремляясь вперёд и вперёд, Голубыми крылами качая . Свежий ветер прохладу несёт. Чутким ухом к земле припадая. Там, где волны широкой Томи В пене круж ев прильнули к баркасам, Вольный ветер, на миг отдохни И 'послушай дыханье Кузбасса... Но пока ещё очень часто А. Полозо вой изменяет поэтический вкус, начинает на хватать собственных слов и образов, и тогда появляются истёртые эпитеты и затасканные метафоры: «солнца разлив золотой», «костлявая рука войны», «пышные нивы», солдатское сердце, ко торое «в правом бою загоралось огнём», «маки полыхающих знамён» и так далее. В результате мысль автора не заставля ет задуматься читателя, волнение автора читателю не передаётся. Наши глаза равнодушно читают приевшиеся обороты и выражения, а сердце остаётся спо койным. Такова гибельная роль штампа. Следует отметить одно обстоятель ство: почти у всех участников сборника лирические стихи звучат свежее, чем стихи на политические темы. Объяснить это можно так. Темы разлуки, свиданья, любви легче воплотить в поэтическое произведение, они переживаются непо средственней, преломляются в стихотвор ной форме живее и легче. Для сильного публицистического сти хотворения надо больше умственных и душевных усилий, ибо поэт должен раз двинуть рамки своего сердца, вобрать в
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2