Сибирские огни, 1954, № 1
А. НИКУЛЬ КОВ Содержанию нужна форма В сборнике стихов «На рассвете»1^ участвует восемь молодых поэтов. Эта 'т творческая заявка литературной молодё жи Кузбасса требует внимательного ана лиза прежде всего потому, что молодым литераторам особенно важно с первых шагов правильно учитывать и свои до- . -стижения, и свои недостатки. н Самые правильные мысли могут по терять своё значение в художественном произведении, если для них не найдено! достойного поэтического выражения. Поэтому не будем хвалить авторов за разнообразие тематики, которое действи тельно есть в сборнике, за любовь к родному Кузбассу, которая передаётся в ряде стихотворений, за правильные идеи и хорошие замыслы, наличие которых безусловно. Поговорим о том, насколько художественно воплотились в стихах нужные темы и верные идеи. Наибольшее внимание останавливают на себе стихи В. Борисова. Молодой ав тор умеет поэтически осмыслить и под нять до обобщения незначительные, ка залось бы, факты. В стихотворении «Бутылка вина» В. Борисов рассказыва ет о том, как он вёз из Крыма бутылку редкостного вина, мечтая распить её до ма с друзьями. Попутчиком его оказался Сбывший матрос, который грудью отстаи вал Крым от фашистских захватчиков, когда автор «мальчишкой ходил ещё в школу — тетради подмышкой». Автор достаёт заветную бутылку и распивает её с моряком. Здесь есть действительно по этическое выражение мысли. В. Борисов не декларирует ни чувство благодарно сти к этому матросу, ни восхищение его подвигом, но читателю всё ясно. Поэти ческая деталь — бутылка с вином, при пасённая для родных и друзей и выпи тая с неожиданным попутчиком, — ска зала нам больше и глубже самых громких фраз. Молодой поэт не боится выражать в стихах свои лирические, личные пере живания и умеет их тоже поднять до 11 «На рассвете» . Стихи молодых поэтов. Из-во «Кузбасс». Кемерово, 1953, 86 стр. серьёзного обобщения. В стихотворении «Здесь всё мне о тебе напоминает» ли рический герой стоит в комнате своей любимой, которая скоро должна вернуть ся из Москвы после долгой разлуки. Поэт нашёл точные, создающие настрое ние детали: ...Попрежнему прощально догорает «Последний, день ИоМпеи» на стене. В пустом стакане сохнут незабудки. Альбом к себе со столика зовёт, А рынсий пёс в смешной картонной будке Всё кость свою никак не догрызёт. И догорающий «День Помпеи», и за сохшие незабудки в пустом стакане пе редают нам настроение светлой печали, навеянной воспоминаниями; альбом имен но «зовет» — ведь там фотографии люби мой; наконец, игрушечный пёс вызыва ет у героя, да и у читателя ласковую улыбку, подчёркивая, как мил и дорог этот уголок. Ни единым словом не пояс нил нам автор состояния лирического героя, а мы всё поняли и почувствовали. В этой «личной» теме В. Борисов сумел раскрыть и определённый конф ликт, поднять вопрос общественного звучания. Оказывается, мать любимой вовсе не рада этому претенденту в зятья, ведь — Между ним и дочкой расстоянье... У милой дочки кандидата званье. (В Москве квартира , где на кухне газ. Концовка без общих фраз раскрывает суть отношений молодых людей, их твёрдого и уверенного права на свою любовь: А мне смешны её «святые» мысли, Пускай, чем хочет, тешится она. Я мысленно перебираю числа, Когда сюда приехать ты должна. В. Борисов — поэт молодой, проходя щий определённый этап своего творчег ского становления, и порой у него про рываются чужие интонации, навязшие в зубах сравнения. Стихотворение «Ябло ня» целиком построено на шаблонном
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2