Сибирские огни, 1954, № 1

н. яиовский Новый роман о Радищеве Трилогия о Радищеве О. Форш за­ вершается ссылкой великого рево­ люционера-демократа в Сибирь. Двух­ томная книга А. Шмакова «Петербург­ ский изгнанник»1 посвящена жизни и деятельности Радищева в сибирской ссылке. О. Форш рассказывает, как созревали революционные мысли Ради­ щева, А. Шмаков — как они воздей­ ствовали на его современников. Но в том и другом произведениях мы многое узнаём о трагической судьбе му­ жественного поборника свободы, бес­ страшного защитника угнетённых, пла­ менного проповедника крестьянской ре­ волюции. Советская литература по-новому ста­ вит и решает задачу изображения круп­ нейших представителей русской культу­ ры, в духовном облике которых отража­ ются лучшие национальные черты харак­ тера. Буржуазные писатели, пытаясь про­ никнуть в тайники психологии деятеля культуры, его индивидуального, чем-то неповторимого творческого облика, рису­ ют главным образом его быт, его домаш­ нюю интимную сторону жизни. Во имя ложно понимаемой объективности они отрывают человека от той почвы, кото­ рая его породила, от общества, от кон­ кретных социальных условий, от поли­ тических событий, которыми он не мог не жить в своё время. Индивидуалисти­ ческий, объективистский характер такого изображения невольно искажал значение личности в развитии национальной куль­ туры народа. Подчёркивал ли писатель обыденность своего героя или его исклю­ чительность, всегда оказывалось, что человек одинок, а люди, если не враж­ дебны, то, в лучшем случае, равнодуш­ ны к его судьбе. Советский историко-биографический ро­ ман, тщательно рисуя бытовую сторону жизни исторического деятеля, в личной его судьбе, в развитии его творчества, в 1 Ал. Ш м а к о в . Петербургский изгнанник. Исторический роман. Книга I. Новосибирское книжное изд-во. 1952 г. Книга II, 1953 г. Редактор Е. Шарнина. показе его дел раскрывает смысл вое- производимой эпохи, судьбу целого по­ коления. Художественная биография пи­ сателя, учёного, тем более политическо­ го деятеля немыслима без изображения важнейших событий эпохи, без раскры­ тия происходивших в то время социаль­ ных процессов. Правильное марксистско- ленинское понимание роли личности в истории позволяет советскому писателю правдиво показать истинные взаимоот­ ношения отдельного человека с обще­ ством, верно определить его место в том или ином историческом событии, дать в высшей степени объективную картину прошлого своего народа и тем самым обогатить сознание читателя пониманием исторического события, умением разо­ браться в настоящем. Создатель истори­ ческого художественного произведения прежде всего должен быть художником. И как для любого художника в его зада­ чу входит нарисовать большой истори­ чески реальный х а р а к т е р . А если в романе-биографии отсутствует человек, как индивидуальность, то роман этот оказывается не более как беллетризиро- ванной историей. Создавая образ Радищева, О. Форш сосредоточивает внимание читателя на тех исторических обстоятельствах, кото-^ рые вызвали к жизни книгу Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву». Здесь и сцены праздной паразитической жизни роскошного екатерининского дво­ ра, здесь и картины восстания крепост­ ных крестьян под руководством Емелья­ на Пугачёва, здесь действуют и участни­ ки взятия Бастилии в революционные дни 1789 года во Франции. Наконец, в книге с большей или меньшей полнотой изложены политические и философские взгляды крупнейших современников Ра­ дищева. Всё это, разумеется, необходимо в книге о писателе-революционере, но нарушение диспропорции в показе фак­ тов истории и тем главным, что состав4 ляет содержание романа — дело жизни Радищева, привело к умалению значе­ ния этого дела для развития обществен­ ной мысли в России. Широкое, много­ плановое и нередко красочное изображе-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2