Сибирские огни, 1954, № 1
н. яиовский Новый роман о Радищеве Трилогия о Радищеве О. Форш за вершается ссылкой великого рево люционера-демократа в Сибирь. Двух томная книга А. Шмакова «Петербург ский изгнанник»1 посвящена жизни и деятельности Радищева в сибирской ссылке. О. Форш рассказывает, как созревали революционные мысли Ради щева, А. Шмаков — как они воздей ствовали на его современников. Но в том и другом произведениях мы многое узнаём о трагической судьбе му жественного поборника свободы, бес страшного защитника угнетённых, пла менного проповедника крестьянской ре волюции. Советская литература по-новому ста вит и решает задачу изображения круп нейших представителей русской культу ры, в духовном облике которых отража ются лучшие национальные черты харак тера. Буржуазные писатели, пытаясь про никнуть в тайники психологии деятеля культуры, его индивидуального, чем-то неповторимого творческого облика, рису ют главным образом его быт, его домаш нюю интимную сторону жизни. Во имя ложно понимаемой объективности они отрывают человека от той почвы, кото рая его породила, от общества, от кон кретных социальных условий, от поли тических событий, которыми он не мог не жить в своё время. Индивидуалисти ческий, объективистский характер такого изображения невольно искажал значение личности в развитии национальной куль туры народа. Подчёркивал ли писатель обыденность своего героя или его исклю чительность, всегда оказывалось, что человек одинок, а люди, если не враж дебны, то, в лучшем случае, равнодуш ны к его судьбе. Советский историко-биографический ро ман, тщательно рисуя бытовую сторону жизни исторического деятеля, в личной его судьбе, в развитии его творчества, в 1 Ал. Ш м а к о в . Петербургский изгнанник. Исторический роман. Книга I. Новосибирское книжное изд-во. 1952 г. Книга II, 1953 г. Редактор Е. Шарнина. показе его дел раскрывает смысл вое- производимой эпохи, судьбу целого по коления. Художественная биография пи сателя, учёного, тем более политическо го деятеля немыслима без изображения важнейших событий эпохи, без раскры тия происходивших в то время социаль ных процессов. Правильное марксистско- ленинское понимание роли личности в истории позволяет советскому писателю правдиво показать истинные взаимоот ношения отдельного человека с обще ством, верно определить его место в том или ином историческом событии, дать в высшей степени объективную картину прошлого своего народа и тем самым обогатить сознание читателя пониманием исторического события, умением разо браться в настоящем. Создатель истори ческого художественного произведения прежде всего должен быть художником. И как для любого художника в его зада чу входит нарисовать большой истори чески реальный х а р а к т е р . А если в романе-биографии отсутствует человек, как индивидуальность, то роман этот оказывается не более как беллетризиро- ванной историей. Создавая образ Радищева, О. Форш сосредоточивает внимание читателя на тех исторических обстоятельствах, кото-^ рые вызвали к жизни книгу Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву». Здесь и сцены праздной паразитической жизни роскошного екатерининского дво ра, здесь и картины восстания крепост ных крестьян под руководством Емелья на Пугачёва, здесь действуют и участни ки взятия Бастилии в революционные дни 1789 года во Франции. Наконец, в книге с большей или меньшей полнотой изложены политические и философские взгляды крупнейших современников Ра дищева. Всё это, разумеется, необходимо в книге о писателе-революционере, но нарушение диспропорции в показе фак тов истории и тем главным, что состав4 ляет содержание романа — дело жизни Радищева, привело к умалению значе ния этого дела для развития обществен ной мысли в России. Широкое, много плановое и нередко красочное изображе-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2