Сибирские огни, 1954, № 1

Любимая в этих стихах в тысячекрат­ ный раз сравнивается то с «солнышком», то со «звездой», то с полевой незабуд­ кой», явно позаимствованной из альбом­ ной «классики», и т. д. Хотя поэт помет­ кой под заключительным восьмистишьем лирического цикла свидетельствует, что оно является плодом четырёхлетних раз­ думий («1949— 1953»), однако мы легко улавливаем в нём прямое влияние сти­ хов Блока. Приведу его полностью: Гляжу в лицо твоё простое, Что свято вечной красотой: В нём жизни счастье молодое, В нём образ Родины caMdJ. Видна в чертах лица простого Россий добрая душа: То лучезарна , то сурова То неизменно хороша!.. Внешняя многозначительность этих строк, кажущаяся их философичность, При некотором осмысливании оказывает­ ся ученическим подражанием, а то и просто перепевом с чужого голоса. «Свято вечная, лучезарная красота» — это ведь явно не своё, а понятие «то лучезарной, то суровой» красоты совсем не исключает, что она «неизменно хо­ роша»... Положительное значение этих лириче­ ских опытов, может быть, состоит един­ ственно в том, что поэт «набивает руку» на форме стиха, но при этом не избе­ гает соблазна скорописи на готовом и от­ работанном поэтическом материале. Из десятка этих стихотворений при­ влекают своей непосредственностью и све­ жестью мысли и выражения такие сти­ хи, как «Высокого на фоне синевы» и «Наступает зелёное лето». Удача послед­ него именно и состоит в том, что здесь есть своя мысль, подсказанная жизнью, есть своё поэтически конкретное выра­ жение чувства связи поэта с жизнью: Наступает зелёное лето. Распускается роща опять, Где порою всю ночь до рассвета Мы любили с тобою гулять... ...Чуть не с каждой берёзкой часами Мы беседовать молча могли. 0 ту рощу садили мы сами! Вместе с нами деревья росли... Думается, что Мих. Небогатов в своей дальнейшей работе преодолеет лёгкий, бездумный подход к лирике, поймёт, что лирика — один из самых сложных жан­ ров поэзии, требующий наибольшей глубины самовыражения поэта, силы мысли и чувства. В заключение несколько слов о сати­ рических стихах М. Небогатова. Обра­ щение поэта к этому жанру, пока что не развитому в нашей поэзии, следует при­ ветствовать. Представленные в книге первые опыты поэта в этом направлении, на мой взгляд, удачны, обнаруживают- определённые способности М. Небогато­ ва и в этом жанре. Наиболее острым и жизненно оправданным представляется стихотворение «Двуличный», изобличаю­ щее нередко встречающееся сочетание в некоторых наших работниках чинов- ничье-хамского отношения к подчинён­ ным с подхалимством и раболепием пег ред вышестоящими. Любопытны «Балла­ да о ротозеях» и басня «Оригинальная утка», высмеивающие некоторые отрица­ тельные явления внутрилитературной среды, но хотелось, чтоб поэт направил остриё своего сатирического пера на бо­ лее широкий круг отрицательных сто­ рон, пережитков и недостатков в нашей жизни. Вторая книга Мих. Небогатова, при всех её недостатках и «накладных рас­ ходах» роста и поисков своего поэтиче­ ского пути, несомненное свидетельство движения вперёд молодого и способного поэта.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2