Сибирские огни, 1954, № 1
родное село на побывку, колхозной дояр ки, задушевно поющей на самодеятель ной сцене, старой шахтёрской матери, ожидающей на праздник своих разлетев шихся далеко сыновей... Именно в таких, жизненно правдивых стихах проявляется более отчётливо и присущая Мих. Небогатову простота, за душевность поэтической интонации, кон кретность поэтического выражения. И если даже в них иногда чувствуется очес видная зависимость молодого поэта от А. Твардовского, то она искупается той внутренней теплотой и естественностью выражения, какой согреты подобные сти хи о близких поэту и любимых им людях и родном крае. Во всяком случае, мне кажется, что именно на этом пути и в этом направ лении заложены возможности дальней шего роста и новых удач способного поэта. Любопытно в этом отношении стихо творение «Встреча». В нём рассказы вается о том, как «перед шахтёрами со сцены поэт стихи свои читал» и как аудитория вознаградила его всеми, пола гающимися в таких случаях поощрения ми _ «будто гром ударил в стены, когда в ладоши грянул зал» и даже «на про щанье комсорг ему поднёс букет»... При этом «думал юноша в смущенье: затем ли он пришёл сюда», однако под этим смущением таится и трезво-скептическая нотка: «Обычной данью уваженья хлопки бывают иногда...». Но вот, после парадной встречи с чи тателями, происходит откровенный раз говор поэта с одним из своих слушате лей — старым шахтёром: ...Признаться, за душу задели Твои стихи, —сказал шахтёр. И плечи юноша расправил: «Нашёл признанье! Вот оно!» Но, помолчав, шахтёр добавил: — 'Не всё. Точней сказать — одно: Где про любовь к родному краю , Про то, что чувствую я сам. Вот этот стих — я понимаю! Лежит душа к таким стихам. Старый шахтёр подчёркивает, что эти стихи привлекают и волнуют его потому, что пишутся они «с чувством, с толком, не хладнокровно, а любя», и порицает стихи, «где в общем всё, наружно, пришёл, увидел, победил, — таких ве щиц писать не нужно, не нужно тратить просто сил...». Далее шахтёр-читатель критически разбирает стихи, в которых читаешь: «уголь, уголёк, а места главно му герою — одна строфа на сорок строк» и даёт поэту строгий наказ: Гляди, дружок, подальше штрека, Комбайн —машина как-никак. Ты покажи нам Человека, Пускай ж ивёт в стихах горняк! Нельзя не согласиться с этой простой и ясной установкой старого и заинтересо ванного читателя. И то, что поэт, его* устами так верно и ясно, осознанно де кларирует это требование к поэзии, даёт- такое верное направление стихотворцам, должно, очевидно, свидетельствовать о: f , том, что и сам Мих. Небогатов хорошо понимает недостатки своих стихов о* «Родном крае» и своих земляках-труже- никах. Но, к сожалению,' он далеко не всегда следует этим требованиям, соблаз няясь более лёгкими и проторённым» приёмами, делающими иные его стихи гладкими поэтическими поделками. В этом отношении характерны стихи заключающего книгу раздела «Лирика». Нет слов, читатель наш справедливо упрекнёт поэтов в отсутствии, а порой мелкопробности наших лирических сти хов. И то, что Мих. Небогатов — поэт в большей мерю по складу своему лириче ский, в последнее время пишет много лирических стихов, это, конечно, заслу живает всяческой поддержки. Есть в его* стихах отдельные строки, отмеченные подлинным чувством, молодым и свежим дыханием любви, дружбы, верности, вос хищения родной природой. Но в боль- ,. шинстве случаев лирические ст и х » ' - Мих. Небогатова оставляют читателя равнодушным, потому что эти стихи яв ляются и по форме и по содержанию пе репевом давным-давно уже прозвучавших и в более сильном поэтическом выраже нии мотивов любовной лирики, повторе- , нием традиционных форм и приёмов, вплоть до альбомных образчиков. В са мом деле, что свежего и индивидуально го в определении чувства влюблённости, каким открывается лирический цикл: Как сказать об этом покороче? Заглянул в глаза — и к ак в хмелю... И завершается это стихотворение тысячекратным повторением прописной, но не очень богатой мыслью формулой: Что случилось — сам не понимаю. Стал весь мир по-новому пригож... Счастлив я , что ты, моя родная, На одной земле со мной живёшь... ^ Печать традиционности, готовых «ли рических» штампов лежит в этих стихах на всём — на словаре, на изобразитель ных средствах, на самой интонации: Есть стихи, к ак перезвоны Серебристого ручья, Есть, к ак лёгкое дыханье — Ветра вешнего струя, Есть, к ак звёздочки сиянье, Как сиреневый закат ... И Т. Д. Действительно, есть и, к сожалению,, много таких безличных, пустых и учени ческих стихов в лирике М. Небогатова, и вероятно, поэт сам это понимает: в том же стихотворении он взывает к вег- ру, который якобы «сам тебе расскажет лучше вышколенных строк» о чув ствах, какими полон влюблённый лири ческий герой стихотворения.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2