Сибирские огни, 1954, № 1

новится вполне хорошим комсомольцем, передовым мастером труда, равноправ­ ным членом шахтёрской «родной семьи». Нельзя считать глубоким раскрытием внутреннего мира героя его собственные ’ тирады о высоком значении труда совет­ ского шахтёра («И там, в Кремле далё­ ком — лишь лампочку включи — всю ночь глядят (?) из окон твои, шахтёр, лучи» (?!) или авторские характеристики героя, вроде следующих: ...Хоть завтра пусть экзамен: Не заглянув в тетрадь, С закрытыми глазами Все части мог собрать... и т. д. Поэма «В родной семье» — первое крупное эпическое произведение Михаи­ ла Небогатова, лучшими своими места­ ми свидетельствующее и о поэтических возможностях молодого автора и о зна­ нии им жизненного материала. Но, хотя поэма, по свидетельству автора, писа­ лась продолжительное время, очевидно, что поэт в работе над нею не проявил - должной требовательности к себе, по- ■шёл по лёгким, иногда уже и достаточно проторённым путям. И надо признать, что Мих. Небогатое пока далеко не спра­ вился с интересным замыслом, не достиг в своём произведении необходимой поэ­ тической и жизненной глубины и правды. * Вторая книга стихов Мих. Небогатова «На берегах Томи» привлекает разнооб­ разием поэтических жанров и мотивов, что свидетельствует о расширении твор­ ческих поисков и попыток молодого, ра­ стущего поэта. Кроме разобранной выше поэмы, мы находим в книжке стихи публицистического, лирического, сатири­ ческого направления, объединённые в разделы «Мы за мир», «Любимый край», «О ротозеях и прочих» и «Лири­ ка». Большинство стихов написано в 1Э52 и 1953 годах, что также показыва- j »& i значительно возросшую творческую активность поэта. Но этими же обстоятельствами, веро­ ятно, можно объяснить и неравноцен­ ность многих стихов, включённых, как говорится, «валом» в новую книжку, и следы спешки, недостаточной самостоя­ тельности и явной недоработанности ряда стихотворений. Два, открывающих кни­ гу стихотворения — «Под знаменем пар­ тии» и «Любуясь яркою раскраской, ри­ сует осень свой пейзаж» так же, как и большинство стихотворений раздела «Мы -за мир», не дают представления о поэ­ тической индивидуальности М. Небогато­ ва. Написаны они довольно гладко, но на очень среднем уровне, в большинстве состоят из декларативно-общих, иногда стандартно-бледных, набивающих оскоми­ ну выражений и образов, вроде обяза­ тельного завершения стихотворения на общую тему «упоминанием» Кремлёв­ ских звёзд или сочетания слов «мир и труд». Эти, огромной и глубокой идей­ ной силы и поэтического содержания слова и образы, при частом и механи­ ческом их использовании теряют своё поэтическое воздействие. В стихотворе­ нии «На границе» Мих. Небогатов пы­ тается создать образ советского воина, неусыпно оберегающего незыблемость границ Родины. Но всё стихотворение состоит из таких общих и литературно­ готовых выражений, так стандартно по словарю и изобразительным средствам, что из этого общего многословия не воз­ никает перед нами сколько-нибудь живо­ го образа пограничника. ...Молча, с думой привычной Об Отчизне своей Смотрит вдаль пограничник, Вдаль бескрайних морей... Большим и глубоким общественно- политическим мотивам и темам, хоро­ шим и нужным мыслям о явлениях нашей великой жизни поэт не ищет своего индивидуального поэтического вы­ ражения, довольствуясь готовыми вы­ ражениями, вроде: «кто в наш дом с мечом ворвётся, не поздоровится тому», или: «будь, солдат, наготове, зорко Мир стереги»; «Мы все — от мала до велика — на страже мира и труда» и т. п. Большинство стихотворений раздела «Мы за мир» состоит из этих общедекларативных утверждений и повторений, служащих поэту или ключе­ вым или заключительным выражением мысли. Несколько самостоятельней и со­ держательней стихотворения этого разде­ ла — «Слово хлебороба» и «Советская улица» именно потому, что поэт здесь пытается общей теме найти своё конкрет­ ное, поэтическое решение и выражение. Стихи раздела «Любимый край», оче­ видно, дали название всей книге «На берегах Томи», связаны своим содержа­ нием с жизнью тружеников Кузбасса, среди которых живёт и сам поэт. О люб­ ви к этому родному краю не раз он упо­ минает в своих стихах: Не знаю, как другие. А я не утаю: Люблю я всё живое В моём родном краю... («В дороге») Вряд ли выразить сумею, Как я в мир влюблён... А сказать точней и проще, В свой родимый край... («Новый день!..») Кстати, неизвестно, почему поэту по­ надобилось предупреждение о том, что он не собирается утаивать свою любовь к рОдному краю, — вероятней всего про­ сто ради рифмы... В стихотворениях «На побывке», «В клубе», «В бору», «Мать», «Праздник» перед нами довольно живо и явственно проходят образы простых людей-тружеь ников: краснофлотца, приехавшего а

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2