Сибирские огни, 1954, № 1
«Неужели, чёрт, не сдаст? Да чего ж тогда я стою!» И, нажав, что было сил, Пику, бившую пыльцою. До пружины вглубь вонзил. — Стоп! —раздался рядом голос, — Выключай! И тихо вновь. «Ни куска не откололось. Ни куска...» Стучала кровь... Николай со стыдом убеждается в сво ей неопытности и беспомощности. Стар ший брат, чутко уловив состояние Ни колая, с ласковой строгостью говорит ему: — М-да. Одной горячей вспышки Мало. Дай-ка покажу. — Поглядел в глаза братишке: — Бей вот так , по клеважу. Убедительно передана поэтом беседа братьев по поводу этого урока, когда они, поднявшись на-гора, усталые и взволнованные возвращаются домой. В поэме Мих. Небогатова немало и других хороших мест, подкупающих есте ственностью и верностью выражения, ясной и глубокой простотой поэтическо го образа, чистотой языка. В первой ча сти поэмы поэт создаёт трогательный, согретый сыновней любовью образ ста рушки-матери Егора и Николая Петро вых. Есть свежие и лирические строки в изображении любви Николая к Зое. Интересен и довольно живо показан эпш зодический образ шахтёра-ветерана (по чему-то безымённого), вышедшего на пен сию, но продолжающего принимать са мое горячее участие в жизни шахты, пе редающего свой большой трудовой опыт молодому поколению шахтёров. Есть жи вые чёрточки и в образе старшего Пет рова — знатного кузбасского горняка. Немало в поэме свежих и живописных! пейзажных зарисовок и деталей. При всём этом в целом поэма Мих. Не богатова оставляет впечатление недора- ботанности, незавершённости основного замысла. В поэме нет чётко разработанного, подчинённого раскрытию основной мыс ли сюжета, она состоит из кусков, на бросков, весьма слабо между собой сцеп ленных, отчего в произведении и не чув ствуется необходимого напряжения и по следовательности в развитии действия и характеров. Так, по существу главной мысли, для раскрытия основной темы произведения необязательны и, во вся ком случае, излишне растянуты первые четыре главки поэмы. В этих главах рас сказывается о приезде Егора Петрова в родной колхоз, его встречах с односель чанами, из которых ни одна фигура не запоминается, потому что, кроме матери, ни одна из них не имеет никакого отно шения к основным героям и вводится лишь ради иллюстрации. Председатель колхоза Носков и безымённый парторг по соответственному шаблону присут ствуют на семейной пирушке по случаю приезда Егора, говорят обязательные в этих случаях прописные фразы. А за бавная фигура колхозного сторожа ста рика Савелия — не что иное, как ст&# первый штамп небезызвестного деда Да нилы. В финале действие переносится с руд ника снова в эту же обстановку — снова Носков и парторг умиляются сообщени ем об успехах Николая на шахте, а дед Савелий предлагает по этому случаю вы пить неизбежную «стопку». Уже сам этот приём «завязки» и «развязки» про изведения свидетельствует о статичности её содержания и весьма лёгком решении поэтом интересного и жизненного за мысла. Есть в поэме и другие, столь же блед но очерченные лица, например, фигура1 нового друга Николая Петрова на рудни ке, тоже будущего шахтёра — Ивана. Мовчана, лишь упоминаемая автором в нескольких местах. Вообще автору не- удалось сколько-нибудь живо и конкрет но, в лицах и характерах, показать мо лодёжную среду, в которой почти гоД живёт, учится Николай Петров на руд нике, в которой он вырастает в настоя щего шахтёра, становится передовым* мастером труда. Поэт ограничивается бледными и отрывочными описаниями молодёжного общежития («Дом — обще* житье. А семья — в ней человек, пожа луй, двести, и всё ровесники, друзья»),, занятий в школе, где Николай готовите» стать квалифицированным мастером угля («Душою беспокойный Петров во всё вникал, он молоток отбойный раз десять разбирал...»). Поэт пошёл по линии только внешне- го изображения обстоятельств и условий, которые способствуют и сопутствуют духовному росту и развитию молодого человека в наше время. Духовный рост Петрова, превращение юного, честолюбивого и неопытного сель ского паренька в сознательного и пере дового мастера шахтёрского труда поэме совершаются очень поверхностно и легко, без каких-либо внутренних про тиворечий и преодоления каких-либо трудностей роста. В качестве противоре чий роста своего героя автор упоминает о неудовлетворённости Николая собой и колхозной работой, о молодой самона деянности и честолюбивых стремлениях героя к славе и успехам. Мимоходом упоминаются колебания и сомнения Ни колая в отношении вступления в комсо мол, затем легко и быстро разрешаемые в финале поэмы. Этот «конфликт» выгля дит в поэме крайне надуманным и легко весным. Но мы не видим в поэме внутреннего преодоления Николаем даже и этих очень несложных и неглубоких противо речий, какими сопровождаются его рост и развитие, мы вынуждены просто по верить автору на слово, что герой ста
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2