Сибирские огни, 1954, № 1

«Неужели, чёрт, не сдаст? Да чего ж тогда я стою!» И, нажав, что было сил, Пику, бившую пыльцою. До пружины вглубь вонзил. — Стоп! —раздался рядом голос, — Выключай! И тихо вновь. «Ни куска не откололось. Ни куска...» Стучала кровь... Николай со стыдом убеждается в сво­ ей неопытности и беспомощности. Стар­ ший брат, чутко уловив состояние Ни­ колая, с ласковой строгостью говорит ему: — М-да. Одной горячей вспышки Мало. Дай-ка покажу. — Поглядел в глаза братишке: — Бей вот так , по клеважу. Убедительно передана поэтом беседа братьев по поводу этого урока, когда они, поднявшись на-гора, усталые и взволнованные возвращаются домой. В поэме Мих. Небогатова немало и других хороших мест, подкупающих есте­ ственностью и верностью выражения, ясной и глубокой простотой поэтическо­ го образа, чистотой языка. В первой ча­ сти поэмы поэт создаёт трогательный, согретый сыновней любовью образ ста­ рушки-матери Егора и Николая Петро­ вых. Есть свежие и лирические строки в изображении любви Николая к Зое. Интересен и довольно живо показан эпш зодический образ шахтёра-ветерана (по­ чему-то безымённого), вышедшего на пен­ сию, но продолжающего принимать са­ мое горячее участие в жизни шахты, пе­ редающего свой большой трудовой опыт молодому поколению шахтёров. Есть жи­ вые чёрточки и в образе старшего Пет­ рова — знатного кузбасского горняка. Немало в поэме свежих и живописных! пейзажных зарисовок и деталей. При всём этом в целом поэма Мих. Не­ богатова оставляет впечатление недора- ботанности, незавершённости основного замысла. В поэме нет чётко разработанного, подчинённого раскрытию основной мыс­ ли сюжета, она состоит из кусков, на­ бросков, весьма слабо между собой сцеп­ ленных, отчего в произведении и не чув­ ствуется необходимого напряжения и по­ следовательности в развитии действия и характеров. Так, по существу главной мысли, для раскрытия основной темы произведения необязательны и, во вся­ ком случае, излишне растянуты первые четыре главки поэмы. В этих главах рас­ сказывается о приезде Егора Петрова в родной колхоз, его встречах с односель­ чанами, из которых ни одна фигура не запоминается, потому что, кроме матери, ни одна из них не имеет никакого отно­ шения к основным героям и вводится лишь ради иллюстрации. Председатель колхоза Носков и безымённый парторг по соответственному шаблону присут­ ствуют на семейной пирушке по случаю приезда Егора, говорят обязательные в этих случаях прописные фразы. А за­ бавная фигура колхозного сторожа ста­ рика Савелия — не что иное, как ст&# первый штамп небезызвестного деда Да­ нилы. В финале действие переносится с руд­ ника снова в эту же обстановку — снова Носков и парторг умиляются сообщени­ ем об успехах Николая на шахте, а дед Савелий предлагает по этому случаю вы­ пить неизбежную «стопку». Уже сам этот приём «завязки» и «развязки» про­ изведения свидетельствует о статичности её содержания и весьма лёгком решении поэтом интересного и жизненного за­ мысла. Есть в поэме и другие, столь же блед­ но очерченные лица, например, фигура1 нового друга Николая Петрова на рудни­ ке, тоже будущего шахтёра — Ивана. Мовчана, лишь упоминаемая автором в нескольких местах. Вообще автору не- удалось сколько-нибудь живо и конкрет­ но, в лицах и характерах, показать мо­ лодёжную среду, в которой почти гоД живёт, учится Николай Петров на руд­ нике, в которой он вырастает в настоя­ щего шахтёра, становится передовым* мастером труда. Поэт ограничивается бледными и отрывочными описаниями молодёжного общежития («Дом — обще* житье. А семья — в ней человек, пожа­ луй, двести, и всё ровесники, друзья»),, занятий в школе, где Николай готовите» стать квалифицированным мастером угля («Душою беспокойный Петров во всё вникал, он молоток отбойный раз десять разбирал...»). Поэт пошёл по линии только внешне- го изображения обстоятельств и условий, которые способствуют и сопутствуют духовному росту и развитию молодого человека в наше время. Духовный рост Петрова, превращение юного, честолюбивого и неопытного сель­ ского паренька в сознательного и пере­ дового мастера шахтёрского труда поэме совершаются очень поверхностно и легко, без каких-либо внутренних про­ тиворечий и преодоления каких-либо трудностей роста. В качестве противоре­ чий роста своего героя автор упоминает о неудовлетворённости Николая собой и колхозной работой, о молодой самона­ деянности и честолюбивых стремлениях героя к славе и успехам. Мимоходом упоминаются колебания и сомнения Ни­ колая в отношении вступления в комсо­ мол, затем легко и быстро разрешаемые в финале поэмы. Этот «конфликт» выгля­ дит в поэме крайне надуманным и легко­ весным. Но мы не видим в поэме внутреннего преодоления Николаем даже и этих очень несложных и неглубоких противо­ речий, какими сопровождаются его рост и развитие, мы вынуждены просто по­ верить автору на слово, что герой ста­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2