Сибирские огни, 1954, № 1

о Горном Алтае. — «Хорошо нам жить на свете!» — продолжает она. Радость жизни мы узнали, Льётся песен изобилье. л Поэты Горного Алтая не замыкаются в рамки своего края. Они видят всю страну, весь мир. Борьба за сохранение мира — одна из основных тем советской поэзии. Эту тему мы видим и в стихах алтайских поэтов. В борьбе за мир мы будем стойки. Всего превыше — мирный труд, (Иван Кочеев). Мчится вдаль, просторы освежая, Ветер мира с Родины моей. (Евгений Чапыев). Поэты Горного Алтая, «свободной Ро­ дины сыны», готовые постоять за счастье народа, призывают всё человечество к усилению борьбы за мир на всей земле. В своих стихах они «Славят Отчизны нашей расцвет, золотые дни трудовых побед». В их произведениях — жизнь, радость и счастье возрождённого народа. ; i Творческому росту алтайских писате­ лей способствовали глубокие дружеские связи с русскими писателями. Эта дружба сопутствовала алтайской литера­ туре на всём пути её развития. Она со­ действовала также созданию русскими писателями книг о социалистическом Алтае, о жизни алтайцев. Над переводами лучших произведений алтайских писателей на русский язык много и плодотворно работали: Василий Непомнящих, Евгений Березницкий, Илья Мухачёв, Александр Смердов, Елизавета Стюарт, Константин Козлов и другие. В свою очередь, литераторы Горного Алтая переводили на язык свое­ го народа лучшие произведения русских писателей. Но. несмотря на бесспорные достиже- ния, рост алтайской литературы остаёт­ ся недостаточным. Писатели в долгу пе­ ред народом. Они явно отстают от бы­ с т р о г о развития жизни, предоставляющей ■в их распоряжение богатейший материал для рассказов и повестей, для романов и пьес, для стихов и поэм. Особенно ощутимо отставание прозы и драматургии. За последние годы не было опубликовано удачных произведе­ ний этих жанров. Причиной всего этого является слабое изучение жизни народа, недостаточная идейно-теоретическая подготовка ряда писателей и неглубокое изучение творче­ ского опыта русских и других современ­ ных советских писателей. В произведениях, опубликованных за последнее время, мы не видим полно­ кровных образов колхозников, рабочих социалистической промышленности, вы­ шедших из среды алтайцев; не видим об­ разов агрономов, учителей, председате­ лей колхозов. Мало пишут алтайские писатели об организующей роли партии, ведущей народ от победы к победе, сла­ бо показывают партийных руководителей среди гущи народа. Новые отношения в семье, сложившиеся на основе великих социальных преобразований, на основе полного равенства между мужчиной и женщиной, ещё не нашли в произве­ дениях писателей Горного Алтая достой­ ного отражения. Большая и увлекатель­ ная работа ждёт их впереди. XIX съезд Коммунистической партии Советского Союза, отметив успехи и не­ достатки нашей советской литературы, указал дальнейшие пути её развития. Основной задачей является дальнейшее- повышение идейно-художественного уров­ ня произведений советских писателей, наиболее полное и всестороннее освеще­ ние жизни, борьбы со всем старым и от­ жившим, мешающим продвижению впе­ рёд, по пути строительства коммунисти­ ческого общества. На съезде было подчёркнуто, что нам нужны советские Гоголи и Щедрины, нужна сатира, помогающая вскрывать недостатки, бороться с пережитками про­ шлого, разоблачать фальшивых людей. Значение сатиры недооценивалось пи­ сателями Горного Алтая, литературная критика не способствовала развитию это­ го жанра. Сейчас перед алтайскими пи­ сателями, как и перед всей нашей лите­ ратурой, стоит важнейшая задача созда­ ния острых сатирических произведений. Смех, как грозное оружие, глубоко разящее классового врага и идеологиче­ ского противника, мы встречаем во мно­ гих выдающихся устных произведениях, сложенных народом в прошлом. Народ, высмеивал баев, зайсанов, шаманов, ору­ жием смеха боролся со своими угнетате­ лями. Писатели Горного Алтая, развивая лучшие традиции народного творчества, в то же время могут многому поучиться- у великих русских сатириков. Следует вспомнить великого русского баснописца И. А. Крылова, под влияни­ ем которого в своё время на Алтае были робкие попытки создания басен. К сожалению, до настоящего времени этот жанр, любимый народом, не получил развития. Особое внимание надо обра­ тить на создание произведений для сце­ ны, для многочисленных кружков худо­ жественной самодеятельности. Алтайские писатели, руководствуясь указаниями партии и отвечая на требо­ вания народа, несомненно, приложат все свои силы к тому, чтобы создать больше- глубокоидейных, ярких художественных произведений, отвечающих великим за­ дачам эпохи.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2