Сибирские огни, 1954, № 1
о Горном Алтае. — «Хорошо нам жить на свете!» — продолжает она. Радость жизни мы узнали, Льётся песен изобилье. л Поэты Горного Алтая не замыкаются в рамки своего края. Они видят всю страну, весь мир. Борьба за сохранение мира — одна из основных тем советской поэзии. Эту тему мы видим и в стихах алтайских поэтов. В борьбе за мир мы будем стойки. Всего превыше — мирный труд, (Иван Кочеев). Мчится вдаль, просторы освежая, Ветер мира с Родины моей. (Евгений Чапыев). Поэты Горного Алтая, «свободной Ро дины сыны», готовые постоять за счастье народа, призывают всё человечество к усилению борьбы за мир на всей земле. В своих стихах они «Славят Отчизны нашей расцвет, золотые дни трудовых побед». В их произведениях — жизнь, радость и счастье возрождённого народа. ; i Творческому росту алтайских писате лей способствовали глубокие дружеские связи с русскими писателями. Эта дружба сопутствовала алтайской литера туре на всём пути её развития. Она со действовала также созданию русскими писателями книг о социалистическом Алтае, о жизни алтайцев. Над переводами лучших произведений алтайских писателей на русский язык много и плодотворно работали: Василий Непомнящих, Евгений Березницкий, Илья Мухачёв, Александр Смердов, Елизавета Стюарт, Константин Козлов и другие. В свою очередь, литераторы Горного Алтая переводили на язык свое го народа лучшие произведения русских писателей. Но. несмотря на бесспорные достиже- ния, рост алтайской литературы остаёт ся недостаточным. Писатели в долгу пе ред народом. Они явно отстают от бы с т р о г о развития жизни, предоставляющей ■в их распоряжение богатейший материал для рассказов и повестей, для романов и пьес, для стихов и поэм. Особенно ощутимо отставание прозы и драматургии. За последние годы не было опубликовано удачных произведе ний этих жанров. Причиной всего этого является слабое изучение жизни народа, недостаточная идейно-теоретическая подготовка ряда писателей и неглубокое изучение творче ского опыта русских и других современ ных советских писателей. В произведениях, опубликованных за последнее время, мы не видим полно кровных образов колхозников, рабочих социалистической промышленности, вы шедших из среды алтайцев; не видим об разов агрономов, учителей, председате лей колхозов. Мало пишут алтайские писатели об организующей роли партии, ведущей народ от победы к победе, сла бо показывают партийных руководителей среди гущи народа. Новые отношения в семье, сложившиеся на основе великих социальных преобразований, на основе полного равенства между мужчиной и женщиной, ещё не нашли в произве дениях писателей Горного Алтая достой ного отражения. Большая и увлекатель ная работа ждёт их впереди. XIX съезд Коммунистической партии Советского Союза, отметив успехи и не достатки нашей советской литературы, указал дальнейшие пути её развития. Основной задачей является дальнейшее- повышение идейно-художественного уров ня произведений советских писателей, наиболее полное и всестороннее освеще ние жизни, борьбы со всем старым и от жившим, мешающим продвижению впе рёд, по пути строительства коммунисти ческого общества. На съезде было подчёркнуто, что нам нужны советские Гоголи и Щедрины, нужна сатира, помогающая вскрывать недостатки, бороться с пережитками про шлого, разоблачать фальшивых людей. Значение сатиры недооценивалось пи сателями Горного Алтая, литературная критика не способствовала развитию это го жанра. Сейчас перед алтайскими пи сателями, как и перед всей нашей лите ратурой, стоит важнейшая задача созда ния острых сатирических произведений. Смех, как грозное оружие, глубоко разящее классового врага и идеологиче ского противника, мы встречаем во мно гих выдающихся устных произведениях, сложенных народом в прошлом. Народ, высмеивал баев, зайсанов, шаманов, ору жием смеха боролся со своими угнетате лями. Писатели Горного Алтая, развивая лучшие традиции народного творчества, в то же время могут многому поучиться- у великих русских сатириков. Следует вспомнить великого русского баснописца И. А. Крылова, под влияни ем которого в своё время на Алтае были робкие попытки создания басен. К сожалению, до настоящего времени этот жанр, любимый народом, не получил развития. Особое внимание надо обра тить на создание произведений для сце ны, для многочисленных кружков худо жественной самодеятельности. Алтайские писатели, руководствуясь указаниями партии и отвечая на требо вания народа, несомненно, приложат все свои силы к тому, чтобы создать больше- глубокоидейных, ярких художественных произведений, отвечающих великим за дачам эпохи.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2