Сибирские огни, 1954, № 1

сказителе Николае Улагашеве. Поэт про­ бовал свои "силы в жанре художествен­ ного очерка, но его работы, напечатан­ ные в областной газете, пока что не по- дымаются выше обычных зарисовок и “^корреспонденций, — в них нет живых людей с их судьбами, трудом и борьбой. Писатель мало заботится о повышении своего мастерства. В годы Великой Отечественной войны алтайская литература потеряла двух своих наиболее ярких представителей — П. В. Кучияка и Н. У. Улагашева. В результате ослабления руководства литеь ратурной жизнью был напечатан ряд безидейных и в художественном отноше­ нии беспомощных произведений Ч. Ен- чинова, влияние которого некоторое вре­ мя отрицательно сказывалось на росте молодых литературных кадров. За последнее десятилетие алтайцы в культурном отношении настолько вырос­ ли, что довоенный уровень алтайской литературы уже не мог удовлетворять их запросов. Хорошо ознакомившиеся с русской классической литературой и ли-. Тературой народов СССР, алтайцы стали предъявлять всё более и более высокие требования к своей литературе. Эти трен бования особенно возросли после из­ вестных решений Центрального Комитет та партии по идеологическим вопросам. Эти указания партии помогли вскрыть серьёзные недостатки, мешавшие разви­ тию алтайской литературы. Писатели Горного Алтая чрезмерно увлекались историческими темами и сказочными сюжетами, не учитывая того, что из всех художественных произведений наиболее важными и наиболее действенными явля­ ются произведения, посвящённые нашей социалистической действительности. Пи­ сатели мало изучали жизнь и слабо изображали сегодняшний день, увлека­ лись внешним сопоставлением старой н новой жизни, что приводило к сниже­ нию художественного мастерства. После опубликования исторических ^решений Центрального Комитета партии по идеологическим вопросам литератур­ ная работа в Горно-Алтайской области значительно оживилась. С каждым годом в алтайской литературе стали появлять­ ся всё новые и новые имена молодых поэтов. Это Александра Саруева, Иван Кочеев, Владимир Кучияк, Лазарь Кокы- шев, Эркемен Палкин, Владимир Ада- ров, Иван Шодоев, Евгений Чапыев. Молодые поэты Горного Алтая берут для своих произведений темы советского патриотизма, дружбы народов, социали­ стического труда. Они пишут о корен­ ных изменениях, происшедших в жизни и мировоззрении простых людей, быв­ ших кочевников. Александра Саруева в поэме «Колхоз- . ница Дьыргал» удачно нарисовала образ $ секретаря колхозной партийной органи­ зации, человека честного, бескорыстного и трудолюбивого. Благодаря его боль-i шой воспитательной работе колхозники становятся людьми политически разви­ тыми, принципиальными, с широким кругозором. В результате этой работы колхозница Дьыргал на свой простой труд начинает смотреть с государствен­ ной точки зрения, и ей становится яс­ ным большое значение её труда. Она ра­ ботает увлечённо, не жалея сил и ки­ пучей энергии. В поэме «Песня о счастье» Александ­ ра Саруева на фоне революционной борьбы и социалистического развития нашей страны показала, как алтайцы, в прошлом забитые и угнетённые, вырос­ ли и стали активными участниками строительства коммунистического обще­ ства. Под руководством Коммунистиче­ ской партии и при бескорыстной брат­ ской помощи со стороны русского на­ рода алтайцы выковали своё счастье в дружной семье народов, о котором меч­ тали веками. Молодые поэты постепенно отходят от прежней манеры говорить общими сло­ вами. Постоянное изучение русской ли­ тературы помогает им находить в языке своего народа богатые средства, необхо­ димые для художественного отображе­ ния жизни. Иван Кочеев в стихотворении «Чело­ век» и Владимир Адаров в стихотворе­ нии «Урсулская ГЭС» говорят о том, каким могущественным стал в наше вре­ мя человек, покоривший горные реки. Эту мысль они выражают на конкрет­ ных примерах из жизни Горного Алтая, дают яркие картины. Ещё не так давно люди гор ходили по земле, где они родились и выросли, несмело, «как по льдине скользкой». Они с трепетом передавали из уст в уста наказ своих предков: «На вершинах гор не говори. Не кричи. Будь молчалив, как камень, — не серди хозяина горы», т. е. горного духа, которому заставляли поклоняться шаманы, байские прислуж­ ники. Эта злая выдумка религиозных мракобесов веками направлялась на то, чтобы запугать народ, чтобы «голос не посмел поднять на бая нищетой убитый человек». И робкие путники, взбираясь по тропинкам на горы, молча снимали шапки и возле перевалов клали подарки горным духам. Сейчас хозяином гор стал советский человек — пастух, охотник, лесоруб. О высокой вершины он радуется тому, что «годы новью заблистали», что «цветёт родимый край», и кричит во весь голос: «Э-э-эй, мой солнечный Алтай!». Это голос сильного, свободного человека, который в прежнее время, по словам А. М. Горького, жил «слепо и немо» и у которого до Октябрьской социалисти­ ческой революции «не было прав, кроме одного — права постепенно вымирать». Новому человеку, хозяину страны, со всех окрестных гор отвечают сотни го­ лосов. «Каждый голос — радости исток».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2