Сибирские огни, 1954, № 1
сказителе Николае Улагашеве. Поэт про бовал свои "силы в жанре художествен ного очерка, но его работы, напечатан ные в областной газете, пока что не по- дымаются выше обычных зарисовок и “^корреспонденций, — в них нет живых людей с их судьбами, трудом и борьбой. Писатель мало заботится о повышении своего мастерства. В годы Великой Отечественной войны алтайская литература потеряла двух своих наиболее ярких представителей — П. В. Кучияка и Н. У. Улагашева. В результате ослабления руководства литеь ратурной жизнью был напечатан ряд безидейных и в художественном отноше нии беспомощных произведений Ч. Ен- чинова, влияние которого некоторое вре мя отрицательно сказывалось на росте молодых литературных кадров. За последнее десятилетие алтайцы в культурном отношении настолько вырос ли, что довоенный уровень алтайской литературы уже не мог удовлетворять их запросов. Хорошо ознакомившиеся с русской классической литературой и ли-. Тературой народов СССР, алтайцы стали предъявлять всё более и более высокие требования к своей литературе. Эти трен бования особенно возросли после из вестных решений Центрального Комитет та партии по идеологическим вопросам. Эти указания партии помогли вскрыть серьёзные недостатки, мешавшие разви тию алтайской литературы. Писатели Горного Алтая чрезмерно увлекались историческими темами и сказочными сюжетами, не учитывая того, что из всех художественных произведений наиболее важными и наиболее действенными явля ются произведения, посвящённые нашей социалистической действительности. Пи сатели мало изучали жизнь и слабо изображали сегодняшний день, увлека лись внешним сопоставлением старой н новой жизни, что приводило к сниже нию художественного мастерства. После опубликования исторических ^решений Центрального Комитета партии по идеологическим вопросам литератур ная работа в Горно-Алтайской области значительно оживилась. С каждым годом в алтайской литературе стали появлять ся всё новые и новые имена молодых поэтов. Это Александра Саруева, Иван Кочеев, Владимир Кучияк, Лазарь Кокы- шев, Эркемен Палкин, Владимир Ада- ров, Иван Шодоев, Евгений Чапыев. Молодые поэты Горного Алтая берут для своих произведений темы советского патриотизма, дружбы народов, социали стического труда. Они пишут о корен ных изменениях, происшедших в жизни и мировоззрении простых людей, быв ших кочевников. Александра Саруева в поэме «Колхоз- . ница Дьыргал» удачно нарисовала образ $ секретаря колхозной партийной органи зации, человека честного, бескорыстного и трудолюбивого. Благодаря его боль-i шой воспитательной работе колхозники становятся людьми политически разви тыми, принципиальными, с широким кругозором. В результате этой работы колхозница Дьыргал на свой простой труд начинает смотреть с государствен ной точки зрения, и ей становится яс ным большое значение её труда. Она ра ботает увлечённо, не жалея сил и ки пучей энергии. В поэме «Песня о счастье» Александ ра Саруева на фоне революционной борьбы и социалистического развития нашей страны показала, как алтайцы, в прошлом забитые и угнетённые, вырос ли и стали активными участниками строительства коммунистического обще ства. Под руководством Коммунистиче ской партии и при бескорыстной брат ской помощи со стороны русского на рода алтайцы выковали своё счастье в дружной семье народов, о котором меч тали веками. Молодые поэты постепенно отходят от прежней манеры говорить общими сло вами. Постоянное изучение русской ли тературы помогает им находить в языке своего народа богатые средства, необхо димые для художественного отображе ния жизни. Иван Кочеев в стихотворении «Чело век» и Владимир Адаров в стихотворе нии «Урсулская ГЭС» говорят о том, каким могущественным стал в наше вре мя человек, покоривший горные реки. Эту мысль они выражают на конкрет ных примерах из жизни Горного Алтая, дают яркие картины. Ещё не так давно люди гор ходили по земле, где они родились и выросли, несмело, «как по льдине скользкой». Они с трепетом передавали из уст в уста наказ своих предков: «На вершинах гор не говори. Не кричи. Будь молчалив, как камень, — не серди хозяина горы», т. е. горного духа, которому заставляли поклоняться шаманы, байские прислуж ники. Эта злая выдумка религиозных мракобесов веками направлялась на то, чтобы запугать народ, чтобы «голос не посмел поднять на бая нищетой убитый человек». И робкие путники, взбираясь по тропинкам на горы, молча снимали шапки и возле перевалов клали подарки горным духам. Сейчас хозяином гор стал советский человек — пастух, охотник, лесоруб. О высокой вершины он радуется тому, что «годы новью заблистали», что «цветёт родимый край», и кричит во весь голос: «Э-э-эй, мой солнечный Алтай!». Это голос сильного, свободного человека, который в прежнее время, по словам А. М. Горького, жил «слепо и немо» и у которого до Октябрьской социалисти ческой революции «не было прав, кроме одного — права постепенно вымирать». Новому человеку, хозяину страны, со всех окрестных гор отвечают сотни го лосов. «Каждый голос — радости исток».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2