Сибирские огни, 1954, № 1
жественные жанры, прежде не извест ные алтайцам (рассказы, повести, пье сы), учились реалистическому изображен нию действительности на основе глубо кого её познания, высокой идейности и партийности, большому художественному мастерству. Знакомясь с произведениями русских советских писателей, ставших родными и близкими для трудящихся алтайцев, молодые поэты и прозаики Горного Ал тая вступили на путь социалистического реализма. Ярким примером этого является твор чество П. Кучияка. Свою творческую ра боту он начал со внимательного изуче ния художественных методов и приёмов русских поэтов, овладения их богатым творческим опытом. Неустанно учась у русских классиков и современных советских писателей, ли тераторы Горного Алтая за годы совет ской власти создали значительное коли чество произведений, правдиво отобра жающих жизнь и активно помогающих строительству социализма. На первом месте по своей творческой зрелости, несомненно, стоят произведе ния П. Кучияка. Начав писать в первые годы коллективизации, он за короткое время своей литературной деятельности создал высокохудожественные произведе- ния различных жанров. Первым круп ным произведением П. Кучияка была поэма «Арбачи», в которой он рассказал о тяжкой доле девушки-алтайки в старое время, при господстве баев и зайсанов. Но поэма говорит не только об этом. Она заканчивается победоносной борьбой за власть Советов. Самые тёплые слова поэта обращены к вождю и другу бедня ков, основателю Коммунистической пар тии Советского Союза — великому Ленину, чьё имя «на всех языках про звучало в миллионах легенд, сказок, пе сен, поэм». В дальнейшем П. Кучияк написал много стихотворений, поэм, рассказов, повестей и пьес. В своих произведениях он освещает дореволюционную жизнь алтайских бедняков («Смерть Янар»), предреволюционные годы на Алтае и гражданскую войну («Чейнеш»), борьбу алтайского народа с буржуазными на ционалистами («Ямы», «Петля»), коллек тивизацию на Алтае («Аза ялан»), фор мирование и становление духовного об лика алтайца-колхозника и рабочего («Сирота», «Тойчи», «Темир ат») и т. д. Насколько изменился облик алтайца в социалистическую эпоху — об этом мож но судить по рассказу «Сирота». Герой этого рассказа Эликбаш прежде боялся повернуться спиной к баю, боялся обо гнать его на лошади, боялся казаться выше бая ростом и ходил пригнувшись. Но когда Эликбаш понял, что бай — при чина всех его несчастий и бед, он смело вышел из-под его влияния, порвал с ним и стал свободным, независимым челове ком. У него исчезла психология раба, который постоянно жил в- страхе. Всту пив в колхоз, Эликбаш становится пере довиком. Кучияк хорошо понимал глубокий смысл тех преобразований, которые про изошли в жизни алтайцев за годы совет ской власти. Его произведения учили алтайцев ненавидеть в прошлом всё ред акционное и тех, кто хотел вернуть это прошлое, учили бороться за новое, утверждать коммунистические отношения в жизни трудящихся. Рассказывая о прошлом Алтая, П. Ку чияк с гневом писал о тяжёлых муках и страданиях народных: Ты смотрел: на каждый твой откос Падал горький дождь пастушьих слёз. Созревал для розг под птичий крик Над рекою гибкий твой тальник. Ж алобы и стоны тут и там Эхо разносило по горам. Совершенно иным стал облик нового советского Алтая. Здесь создана свет лая жизнь, люди труда стали мудрыми хозяевами родных долин и гор. В сти хотворении «Чемал» П. Кучияк, перзый из алтайских поэтов, воспел покорение природы советским человеком, который заставил быструю горную реку служить народу. Обращаясь к реке Чемал, кото рую обратали могучей рукой, он гово рит: Ты нашим работником лучшим. Ты нашим помощником стал. П. Кучияк в своих произведениях по стоянно говорил о нерушимой дружбе, навеки связавшей алтайцев и русских. В драме «Чейнеш», в повести «Аза ялан», в рассказе «Железный конь» и в других произведениях он рассказывает о бескорыстных русских людях, которые помогли алтайцам избавиться от классо вых врагов, создать колхозы, овладеть сложной современной техникой. Почти одновременно с П. В. Кучия- ком начал свою творческую работу Чалчык Анчинович Чунижеков. Первое время он выступал преимущественно с маленькими народными сказками в об работке для детей. Стихи Ч. Чунижекова посвящены Ок; тябрю, вождям социалистической рево люции — Ленину и Сталину, Советской Армии, комсомолу. В лучших своих произведениях поэт выражает бесконечную преданность ал тайского народа своей родной Коммуни стической партии. Устами алтайского народа поэт отчитывается о достигнутых успехах в строительстве новой жизни и заверяет партию, что колхозники Горно го Алтая отдадут все свои силы велико му делу строительства коммунистическо го общества. Самым крупным произведением Ч. Чу нижекова является поэма о народном
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2