Сибирские огни, 1954, № 1
В создании и развитии современной художественной литературы, несомнен но, важную роль сыграло устное народ ное творчество — сказания, песни и сказки. Надо сказать, что дореволюцион ные буржуазные фольклористы, хотя и провели некоторую работу по сбору на родных произведений, постоянно извра щали и третировали алтайский фольклор. Академик Радлов, например, называл алтайские сказания, легенды и сказки плодом безудержной праздной фанта зии. Советские фольклористы и писате ли, опираясь на учение классиков марксизма-ленинизма о культурном на следии прошлого, по-иному отнеслись к устно-поэтическому наследию алтайцев. Бережно и глубоко изучая многочислен ные жанры народной поэзии, советские учёные сделали вполне справедливый вывод, что их создателем является сам народ, который в поэтической форме стремился выразить свои мечты и стрем ления. Несомненно, в старом устно-поэтиче ском наследии алтайцев имеются произ- 4 ведения, не свободные от влияния гос подствовавшей в дореволюционное вре мя идеологии и содержащие элементы, чуждые народу. Об этом говорит ряд произведений (записанных, главным об разом, до революции и, отчасти, в наше время), в которых воспеваются феода лы. Но заслуга советских фольклористов и первых писателей-алтайцев, взявших ся за публикацию народных произведе ний, заключается в том, что они, отбро сив из старой поэзии всё ненужное и консервативное, помогли выявиться и раскрыться в ней демократическим эле ментам, на наличие которых в прошлой культуре всех народов указывал В. И. Ленин. Особенно интенсивно началась работа по сбору, обработке и публикации устной народной поэзии алтайцев после извест ного выступления А. М. Горького на первом Всесоюзном съезде советских пи- 4 сателей, призвавшего делегатов с окраин собирать фольклор и учиться на нём. Вышло большое количество сборников героических сказаний, песен, сказок и легенд алтайцев. Значительная часть их была записана от известного сказителя-i орденоносца Н. У. Улагашева. В лучших из этих произведений правдиво отраже на прежняя жизнь, тяжёлая доля бедня ков, их классовая борьба с эксплуатато рами и угнетателями, их вера в гряду щую победу. П. В. Кучияк, характеризуя содержание записанных им народных произведений, писал: «Герои алтайских сказок всегда могучие, «неумирающие» богатыри. Алтайские сказки жизне радостны и чудесны, в них слепым воз вращается зрение, безногие вновь обре тают ноги, старые и хилые становятся * молодыми, бедняк побеждает зайсанов и ханов». Герои подлинно народных произведе ний — не ханы, не аристократы, как убеждали когда-то буржуазные фолькло ристы, а выходцы из народа, разделяю щие мысли и чувства трудовых людей, служащие их интересам. Борьба с бога чами, с иноземными захватчиками и гра бителями, желание создать для народа мирную жизнь и видеть его свободным и счастливым, зажиточным и культур ным — основная мысль, пронизывающая вое подлинно народные произведения. Изданные на алтайском и русском язы ках, народные произведения алтайцев получили высокую оценку советских чи тателей. Совершенствуя и углубляя традицион ное поэтическое мастерство, современ ные алтайские сказители и певцы слага ют новые произведения о великих собы тиях и людях нашей эпохи. Сказитель Дьабы Юдаков совместно с П. В. Кучия- ком сложили замечательное сказание «Зажглась золотая заря», героем кото рого является В. И. Ленин. Н. У. Ула- гашев сложил несколько песен, которые он исполнял под звуки своего двухструн ного топшура. Сбор и обработка произведений устной народной поэзии, изучение их сочного поэтического языка и художественных особенностей способствовали созданию зачинателями алтайской литературы пер вых письменных художественных произ ведений. П. Кучияк говорил о себе: «Мой рост и выдвижение в литературе обеспе чило знание народного творчества. Я учился писать у народа». Однако было бы неверным полагать, что первые алтайские писатели, создавая свою художественную литературу, оттал кивались лишь от устного поэтического наследия и его форм. Наоборот, неудачи и ошибки некоторых писателей показы вают, что чрезмерное увлечение одним старым фольклором, сочетающееся иног да с неправильным его пониманием, с неумением отделить хорошее от плохого, приводит к отрицательным результатам. Так, например, писатель Ч. Енчинов в пьесе «Эркин баатыр», используя ста рые фольклорные мотивы и образы (среди них и образ подземного бога Эр- лика), создал картины, по сути дела искажающие и извращающие советскую действительность. Быстрому зарождению и развитию со временной алтайской литературы способ ствовала, главным образом, классиче ская русская и современная советская литература. Без благотворного влияния русской литературы первые алтайские поэты и прозаики не смогли бы поднять ся на достаточно высокий уровень, не вышли бы за рамки традиционных фольклорных форм. Русская литература открыла алтайцам путь к новаторству в области художе ственного слова. Следуя реалистическим традициям русских писателей, литерато ры Горного Алтая создали новые худо-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2