Сибирские огни, 1954, № 1

В создании и развитии современной художественной литературы, несомнен­ но, важную роль сыграло устное народ­ ное творчество — сказания, песни и сказки. Надо сказать, что дореволюцион­ ные буржуазные фольклористы, хотя и провели некоторую работу по сбору на­ родных произведений, постоянно извра­ щали и третировали алтайский фольклор. Академик Радлов, например, называл алтайские сказания, легенды и сказки плодом безудержной праздной фанта­ зии. Советские фольклористы и писате­ ли, опираясь на учение классиков марксизма-ленинизма о культурном на­ следии прошлого, по-иному отнеслись к устно-поэтическому наследию алтайцев. Бережно и глубоко изучая многочислен­ ные жанры народной поэзии, советские учёные сделали вполне справедливый вывод, что их создателем является сам народ, который в поэтической форме стремился выразить свои мечты и стрем­ ления. Несомненно, в старом устно-поэтиче­ ском наследии алтайцев имеются произ- 4 ведения, не свободные от влияния гос­ подствовавшей в дореволюционное вре­ мя идеологии и содержащие элементы, чуждые народу. Об этом говорит ряд произведений (записанных, главным об­ разом, до революции и, отчасти, в наше время), в которых воспеваются феода­ лы. Но заслуга советских фольклористов и первых писателей-алтайцев, взявших­ ся за публикацию народных произведе­ ний, заключается в том, что они, отбро­ сив из старой поэзии всё ненужное и консервативное, помогли выявиться и раскрыться в ней демократическим эле­ ментам, на наличие которых в прошлой культуре всех народов указывал В. И. Ленин. Особенно интенсивно началась работа по сбору, обработке и публикации устной народной поэзии алтайцев после извест­ ного выступления А. М. Горького на первом Всесоюзном съезде советских пи- 4 сателей, призвавшего делегатов с окраин собирать фольклор и учиться на нём. Вышло большое количество сборников героических сказаний, песен, сказок и легенд алтайцев. Значительная часть их была записана от известного сказителя-i орденоносца Н. У. Улагашева. В лучших из этих произведений правдиво отраже­ на прежняя жизнь, тяжёлая доля бедня­ ков, их классовая борьба с эксплуатато­ рами и угнетателями, их вера в гряду­ щую победу. П. В. Кучияк, характеризуя содержание записанных им народных произведений, писал: «Герои алтайских сказок всегда могучие, «неумирающие» богатыри. Алтайские сказки жизне­ радостны и чудесны, в них слепым воз­ вращается зрение, безногие вновь обре­ тают ноги, старые и хилые становятся * молодыми, бедняк побеждает зайсанов и ханов». Герои подлинно народных произведе­ ний — не ханы, не аристократы, как убеждали когда-то буржуазные фолькло­ ристы, а выходцы из народа, разделяю­ щие мысли и чувства трудовых людей, служащие их интересам. Борьба с бога­ чами, с иноземными захватчиками и гра­ бителями, желание создать для народа мирную жизнь и видеть его свободным и счастливым, зажиточным и культур­ ным — основная мысль, пронизывающая вое подлинно народные произведения. Изданные на алтайском и русском язы­ ках, народные произведения алтайцев получили высокую оценку советских чи­ тателей. Совершенствуя и углубляя традицион­ ное поэтическое мастерство, современ­ ные алтайские сказители и певцы слага­ ют новые произведения о великих собы­ тиях и людях нашей эпохи. Сказитель Дьабы Юдаков совместно с П. В. Кучия- ком сложили замечательное сказание «Зажглась золотая заря», героем кото­ рого является В. И. Ленин. Н. У. Ула- гашев сложил несколько песен, которые он исполнял под звуки своего двухструн­ ного топшура. Сбор и обработка произведений устной народной поэзии, изучение их сочного поэтического языка и художественных особенностей способствовали созданию зачинателями алтайской литературы пер­ вых письменных художественных произ­ ведений. П. Кучияк говорил о себе: «Мой рост и выдвижение в литературе обеспе­ чило знание народного творчества. Я учился писать у народа». Однако было бы неверным полагать, что первые алтайские писатели, создавая свою художественную литературу, оттал­ кивались лишь от устного поэтического наследия и его форм. Наоборот, неудачи и ошибки некоторых писателей показы­ вают, что чрезмерное увлечение одним старым фольклором, сочетающееся иног­ да с неправильным его пониманием, с неумением отделить хорошее от плохого, приводит к отрицательным результатам. Так, например, писатель Ч. Енчинов в пьесе «Эркин баатыр», используя ста­ рые фольклорные мотивы и образы (среди них и образ подземного бога Эр- лика), создал картины, по сути дела искажающие и извращающие советскую действительность. Быстрому зарождению и развитию со­ временной алтайской литературы способ­ ствовала, главным образом, классиче­ ская русская и современная советская литература. Без благотворного влияния русской литературы первые алтайские поэты и прозаики не смогли бы поднять­ ся на достаточно высокий уровень, не вышли бы за рамки традиционных фольклорных форм. Русская литература открыла алтайцам путь к новаторству в области художе­ ственного слова. Следуя реалистическим традициям русских писателей, литерато­ ры Горного Алтая создали новые худо-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2