Сибирские огни, 1954, № 1

А . КОПТЕЛОВ, С. С У РА ЗА кО В Молодая литература Горного Алтая Октябрьская социалистическая револю­ ция застала алтайцев на очень низком уровне материальной культуры. Трудящиеся алтайцы занимались ско­ товодством, охотой, рыболовством, оре­ ховым промыслом и лишь частично зем­ леделием. Способ ведения хозяйства был настолько примитивным, что произ­ водимых продуктов зачастую не хватало на прокормление семьи. Жалкий вид имели жилища, предметы обихода и, особенно, одежда бедняков. Низка была культура быта. Повальные болезни то и дело распространялись от стойбища к стойбищу, отнимая жизнь у взрослых и детей. Причиной экономической и культур­ ной отсталости дореволюционных алтай­ цев являлась жестокая эксплуатация на­ рода. Алтайские богачи-феодалы, исполь­ зуя силу родовых пережитков, застав­ ляли бедняков бесплатно работать на них, пасти их бесчисленные табуны и стада. Зайсаны1 и царские чиновники от­ бирали, в виде ясака — дани, у бедных охотников почти всю добычу. Русские и алтайские купцы, путём обмана, за бес­ ценок закупали скот, пушнину и орех. Шаманы распространяли дикие суеверия и предрассудки. Попы призывали на­ сильно окрещённую ими часть алтайцев отказаться от земных благ. В силу такого жестокого материально­ го и духовного гнёта алтайцы, несмотря на свою одарённость, как и некоторые другие народы старой России, не могли подняться до уровня культурных людей того времени и не могли создать своей- письменной художественной литературы. Алтайский народ ещё в древности взлелеял светлую мечту о грамоте, о книгах на родном языке. Об этом го­ ворят легенды и предания. Об этом сви­ детельствуют многие факты прошлого, когда отдельные алтайцы, стремясь на­ учиться грамоте, уходили к соседним на­ родам, у которых имелась письменность, и, прежде всего, к русским людям. В го­ рах и сейчас помнят тех первых алтай­ цев, которые, пытаясь просветить свой I Зайсан — родовой старшина, князёк. народ, ходили по стойбищам и учили де­ тей грамоте-. Из среды трудящихся алтайцев всегда выходили мастера прикладного искус­ ства, народные музыканты, певцы, ска­ зители, создававшие произведения глу­ бокого содержания и совершенной фор­ мы. Но тяжёлая жизнь и постоянные преследования со стороны богачей не да­ вали возможности развернуться народ­ ным талантам, сковывали творческие силы народа. До революции из среды- алтайцев не вышел ни один писатель, за исключением М. В. Чевалкова, оста­ вившего небольшое литературное на­ следство. Великая Октябрьская социалистиче­ ская революция, принесшая освобожде­ ние алтайскому народу от гнёта и экс­ плуатации, заложила прочные основы его экономического и культурного роста. За годы советской власти алтайский на­ род совершил невиданный скачок, рав­ ный целой эпохе. О том, насколько по­ высился жизненный уровень вчерашних кочевников, можно судить по колхозу имени Сталина, Усть-Канского аймака, где на один колхозный двор приходится 144 га земли, 82 га посева, 4 лошади, 6 голов крупного рогатого скота, 83 овцы и до 4500 рублей денежного до­ хода. Таких колхозов в Горном Алтае с каждым годом становится всё больше и больше. Вместо одиноких стойбищ, разбросан­ ных по долинам, мы видим колхозные деревни с клубами, школами, больница­ ми, детсадами и яслями. Электрический свет и радио уже стали обычными в доме алтайца. На этой материальной основе, благо­ даря ленинско-сталинской национальной политике нашей партии, были созданы все условия для развития и расцвета алтайской культуры, национальной по форме и социалистической по содержа­ нию. Сотни алтайцев получили высшее образование. Появились свои учёные, -выросли свои писатели. Создана пись­ менная художественная литература, яв­ ляющаяся частью большой многонацио­ нальной советской литературы.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2