Сибирские огни, 1954, № 1
А . КОПТЕЛОВ, С. С У РА ЗА кО В Молодая литература Горного Алтая Октябрьская социалистическая револю ция застала алтайцев на очень низком уровне материальной культуры. Трудящиеся алтайцы занимались ско товодством, охотой, рыболовством, оре ховым промыслом и лишь частично зем леделием. Способ ведения хозяйства был настолько примитивным, что произ водимых продуктов зачастую не хватало на прокормление семьи. Жалкий вид имели жилища, предметы обихода и, особенно, одежда бедняков. Низка была культура быта. Повальные болезни то и дело распространялись от стойбища к стойбищу, отнимая жизнь у взрослых и детей. Причиной экономической и культур ной отсталости дореволюционных алтай цев являлась жестокая эксплуатация на рода. Алтайские богачи-феодалы, исполь зуя силу родовых пережитков, застав ляли бедняков бесплатно работать на них, пасти их бесчисленные табуны и стада. Зайсаны1 и царские чиновники от бирали, в виде ясака — дани, у бедных охотников почти всю добычу. Русские и алтайские купцы, путём обмана, за бес ценок закупали скот, пушнину и орех. Шаманы распространяли дикие суеверия и предрассудки. Попы призывали на сильно окрещённую ими часть алтайцев отказаться от земных благ. В силу такого жестокого материально го и духовного гнёта алтайцы, несмотря на свою одарённость, как и некоторые другие народы старой России, не могли подняться до уровня культурных людей того времени и не могли создать своей- письменной художественной литературы. Алтайский народ ещё в древности взлелеял светлую мечту о грамоте, о книгах на родном языке. Об этом го ворят легенды и предания. Об этом сви детельствуют многие факты прошлого, когда отдельные алтайцы, стремясь на учиться грамоте, уходили к соседним на родам, у которых имелась письменность, и, прежде всего, к русским людям. В го рах и сейчас помнят тех первых алтай цев, которые, пытаясь просветить свой I Зайсан — родовой старшина, князёк. народ, ходили по стойбищам и учили де тей грамоте-. Из среды трудящихся алтайцев всегда выходили мастера прикладного искус ства, народные музыканты, певцы, ска зители, создававшие произведения глу бокого содержания и совершенной фор мы. Но тяжёлая жизнь и постоянные преследования со стороны богачей не да вали возможности развернуться народ ным талантам, сковывали творческие силы народа. До революции из среды- алтайцев не вышел ни один писатель, за исключением М. В. Чевалкова, оста вившего небольшое литературное на следство. Великая Октябрьская социалистиче ская революция, принесшая освобожде ние алтайскому народу от гнёта и экс плуатации, заложила прочные основы его экономического и культурного роста. За годы советской власти алтайский на род совершил невиданный скачок, рав ный целой эпохе. О том, насколько по высился жизненный уровень вчерашних кочевников, можно судить по колхозу имени Сталина, Усть-Канского аймака, где на один колхозный двор приходится 144 га земли, 82 га посева, 4 лошади, 6 голов крупного рогатого скота, 83 овцы и до 4500 рублей денежного до хода. Таких колхозов в Горном Алтае с каждым годом становится всё больше и больше. Вместо одиноких стойбищ, разбросан ных по долинам, мы видим колхозные деревни с клубами, школами, больница ми, детсадами и яслями. Электрический свет и радио уже стали обычными в доме алтайца. На этой материальной основе, благо даря ленинско-сталинской национальной политике нашей партии, были созданы все условия для развития и расцвета алтайской культуры, национальной по форме и социалистической по содержа нию. Сотни алтайцев получили высшее образование. Появились свои учёные, -выросли свои писатели. Создана пись менная художественная литература, яв ляющаяся частью большой многонацио нальной советской литературы.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2