Сибирские огни, 1954, № 1

ский опыт Горького. На съезде писате­ лей товарищ Жданов прямо говорил: «Нам нужно высокое мастерство худо­ жественных произведений, и в этом от­ ношении неоценима помощь Алексея Максимовича Горького, которую он ока­ зывает партии и пролетариату в борьбе за качество литературы, за культурный язык». Действительно, творчество Горького является неисчерпаемым океаном ма­ стерства композиции, языка, лепки ха­ рактеров. Такое же неизмеримое богат­ ство мыслей, наблюдений, советов о ма­ стерстве мы находим и в литературно­ критических и теоретических статьях Горького, в его переписке. По Горькому, х у д о ж е с т в е н н о е м а с т е р с т в о я в л я е т с я н е п р е м е н н ы м у с ­ л о в и е м д л я с о з д а н и я т и п и ­ ч е с к о г о о б р а з а . Самая глубокая и правдивая идея может не стать фактом искусства, если писатель не владеет ма­ стерством. Горький учил: «решающую роль в работе играет не всегда материал, но всегда — мастер. Из берёзового поле- йа можно сделать топорище и можно ху­ дожественно вырезать прекрасную фигу­ ру человека» (Сб. «О литературе», стр. 59). В статьях Горького содержится огром­ ное количество чрезвычайно ценных и глубоких высказываний о всех элемен­ тах мастерства. Он постоянно подчёрки­ вал, что высокохудожественная форма может появиться только в результате длительного труда, что мастерству нуж­ но постоянно и неустанно учиться у на­ родной поэзии и у классиков литерату­ ры прошлого. Горький всегда уделял языку очень большое внимание. Он сам давал заме­ чательные образцы упорной работы над отделкой каждого слова своих произве­ дений. В дооктябрьский период борьба Горького за язык шла, главным образом, в виде исканий совершенных форм язы­ ка в процессе своего собственного худо­ жественного творчества. В советское вре- ' мя Горький, кроме этого, сделал очень много для теоретического развития во­ проса о языке. Во всех своих суждениях Горький противостоит антимарксистской и вульгаризаторской «теории» Марра. В противовес Марру с его идеей созда­ ния нового языка, оторванного от тради­ ций, от наследия, с его третированием языка классиков, Горький всячески под­ нимал, показывал силу и значение язы­ ка великих писателей прошлого. В пол­ ном созвучии с идеями нашей партии Горький пишет о национальных языках, о громадном значении народного языка, произведений устного' народного твор­ чества, в которых содержатся огромные и драгоценные языковые богатства. Горький не раз подчёркивал, что нель­ зя себе мыслить писателя, не владеюще­ го словом, ибо «первоэлементом литера­ туры является язык», а «литература — это искусство пластического изображе­ ния посредством слова». Простота, пра­ вильность употребления слов, точное соответствие слов авторской мысли и точность их расстановки, богатство лек­ сикона, благозвучность речи — вот ми­ нимальные требования, которые постоян­ но предъявляет Горький к языку худо­ жественного произведения. Точное, про­ стое, ясное — для него синоним пре­ красного. В полном соответствии с учением товарища Сталина об общенародном язы­ ке и о роли диалектов Горький боролся против неуместного употребления неко­ торыми писателями различного рода диалектизмов, неологизмов, провинциа- лизмов и т. д. В этом смысле особенно важно его участие в дискуссии о языке в 1934 г., в особенности его статья о языке произведений Ф. Панфёрова. Бо­ рясь с засорением языка, сам Горький показал замечательный пример мастер­ ской дифференциации речи персонажей без вульгарных, натуралистических приё­ мов. Все эти положения Горького в све­ те трудов товарища Сталина по языко­ знанию выступают в новом освещении, как образец подлинно патриотической, подлинно партийной борьбы за совер­ шенный, образный язык нашей литера­ туры. Как мы видели, Горький говорит о следующих совершенно необходимых для создания типического художественного образа условиях: знании жизни, высоте мировоззрения, мастерстве. Ни одно из этих условий в отдельности не может обеспечить художественное совершенство произведения. Ни одно из них нельзя «изъять» из этого комплекса — это обя­ зательно приведёт к идейно-художествен­ ным ошибкам. Только все эти условия вместе взятые обеспечивают создание крупных художественных произведений советской классики. Взгляды М. Горького на проблему ти­ пичности представляют величайшую цен­ ность для искусства и эстетики не толь­ ко нашей страны, но и для передовых писателей всего мира, в первую очередь, стран народной демократии и нового Китая. Писатели и деятели искусства этих стран находят в трудах Горького чистый и щедрый источник гениальных теоретических мыслей и положений, по­ могающих им в созидании искусства со­ циалистического реализма.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2