Сибирские огни, 1954, № 1
ский опыт Горького. На съезде писате лей товарищ Жданов прямо говорил: «Нам нужно высокое мастерство худо жественных произведений, и в этом от ношении неоценима помощь Алексея Максимовича Горького, которую он ока зывает партии и пролетариату в борьбе за качество литературы, за культурный язык». Действительно, творчество Горького является неисчерпаемым океаном ма стерства композиции, языка, лепки ха рактеров. Такое же неизмеримое богат ство мыслей, наблюдений, советов о ма стерстве мы находим и в литературно критических и теоретических статьях Горького, в его переписке. По Горькому, х у д о ж е с т в е н н о е м а с т е р с т в о я в л я е т с я н е п р е м е н н ы м у с л о в и е м д л я с о з д а н и я т и п и ч е с к о г о о б р а з а . Самая глубокая и правдивая идея может не стать фактом искусства, если писатель не владеет ма стерством. Горький учил: «решающую роль в работе играет не всегда материал, но всегда — мастер. Из берёзового поле- йа можно сделать топорище и можно ху дожественно вырезать прекрасную фигу ру человека» (Сб. «О литературе», стр. 59). В статьях Горького содержится огром ное количество чрезвычайно ценных и глубоких высказываний о всех элемен тах мастерства. Он постоянно подчёрки вал, что высокохудожественная форма может появиться только в результате длительного труда, что мастерству нуж но постоянно и неустанно учиться у на родной поэзии и у классиков литерату ры прошлого. Горький всегда уделял языку очень большое внимание. Он сам давал заме чательные образцы упорной работы над отделкой каждого слова своих произве дений. В дооктябрьский период борьба Горького за язык шла, главным образом, в виде исканий совершенных форм язы ка в процессе своего собственного худо жественного творчества. В советское вре- ' мя Горький, кроме этого, сделал очень много для теоретического развития во проса о языке. Во всех своих суждениях Горький противостоит антимарксистской и вульгаризаторской «теории» Марра. В противовес Марру с его идеей созда ния нового языка, оторванного от тради ций, от наследия, с его третированием языка классиков, Горький всячески под нимал, показывал силу и значение язы ка великих писателей прошлого. В пол ном созвучии с идеями нашей партии Горький пишет о национальных языках, о громадном значении народного языка, произведений устного' народного твор чества, в которых содержатся огромные и драгоценные языковые богатства. Горький не раз подчёркивал, что нель зя себе мыслить писателя, не владеюще го словом, ибо «первоэлементом литера туры является язык», а «литература — это искусство пластического изображе ния посредством слова». Простота, пра вильность употребления слов, точное соответствие слов авторской мысли и точность их расстановки, богатство лек сикона, благозвучность речи — вот ми нимальные требования, которые постоян но предъявляет Горький к языку худо жественного произведения. Точное, про стое, ясное — для него синоним пре красного. В полном соответствии с учением товарища Сталина об общенародном язы ке и о роли диалектов Горький боролся против неуместного употребления неко торыми писателями различного рода диалектизмов, неологизмов, провинциа- лизмов и т. д. В этом смысле особенно важно его участие в дискуссии о языке в 1934 г., в особенности его статья о языке произведений Ф. Панфёрова. Бо рясь с засорением языка, сам Горький показал замечательный пример мастер ской дифференциации речи персонажей без вульгарных, натуралистических приё мов. Все эти положения Горького в све те трудов товарища Сталина по языко знанию выступают в новом освещении, как образец подлинно патриотической, подлинно партийной борьбы за совер шенный, образный язык нашей литера туры. Как мы видели, Горький говорит о следующих совершенно необходимых для создания типического художественного образа условиях: знании жизни, высоте мировоззрения, мастерстве. Ни одно из этих условий в отдельности не может обеспечить художественное совершенство произведения. Ни одно из них нельзя «изъять» из этого комплекса — это обя зательно приведёт к идейно-художествен ным ошибкам. Только все эти условия вместе взятые обеспечивают создание крупных художественных произведений советской классики. Взгляды М. Горького на проблему ти пичности представляют величайшую цен ность для искусства и эстетики не толь ко нашей страны, но и для передовых писателей всего мира, в первую очередь, стран народной демократии и нового Китая. Писатели и деятели искусства этих стран находят в трудах Горького чистый и щедрый источник гениальных теоретических мыслей и положений, по могающих им в созидании искусства со циалистического реализма.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2