Сибирские огни, 1954, № 1
ского реализма, основаны на понимании значения ростков нового, уже имеющих ся в жизни, которым предстоит расцвести завтра. Это и есть реальность и роман тика коммунизма! В образах нашего искусства — одновременно реалистиче ских и романтических — типизируется новое, ещё только расцветающее, типизи руется героизм нашей современной ре альной действительности, героизм борь бы советского народа за коммунизм. Другое дело, если бы вопрос был по ставлен о степени и своеобразии типиза ции в произведениях писателей — пред ставителей различных творческих мето дов. Такая постановка вопроса представ ляется правомерной и плодотворной. Но это — специальная, большая и сложная тема, и сейчас нет возможности гово рить о ней подробно. Мы хотим только подчеркнуть, что огульное, примитивное противопоставление типичности и роман тичности, как категории взаимоисклю чающих, ничего кроме вреда принести не может. Революционная романтика не убивает типичности образа. Нельзя за бывать, что и романтические образы не сут в себе правду жизни (реализм), если они вдохновлены самой жизнью, передо выми, революционными идеями. Не сле дует слишком узко понимать сущность революционного романтизма, противопо ставлять его реализму, как нечто диамет рально противоположное и наглухо от делённое от реализма. Теперь можно сделать итоговый вы вод, что типизация в понимании Горь кого — общий и главный закон худо жественного творчества. Основной зада чей каждого писателя является создание типических художественных образов, ти пических характеров в типических об стоятельствах. В этом мера его идейной высоты, глубины понимания жизни, та лантливости. Что же требуется от писателя, чтобы создать подлинно типический образ? Из всего, что говорилось прежде, явствует, что для этого необходим ряд условий. Назовём только самые важные и основ ные. Во-первых, Горький считал, что х у- д о ж н и к у н е о б х о д и м о в с е с т о р о н н е е и г л у б о к о е з н а н и е ж и з н и , б о г а т с т в о ж и з н е н н ы х н а б л ю д е н и й . Это — строительный материал для создания об раза. В связи с этим вспоминаются сло ва товарища Сталина: «Нельзя выдумы вать образы и события, сидя у себя в ка бинете. Надо брать их из жизни — изу чайте жизнь, учитесь у жизни!» Уже в процессе наблюдения и изучения жизни, в ходе отбора фактов и явлений начи нается мастерство художника. Во-вторых, х у д о ж н и к д о л ж е н п р а в и л ь н о п о н и м а т ь з а к о н о м е р н о с т и и в з а и м о с в я з и я в л е н и й ж и з н и , в и д е т ь с у щ н о с т ь я в л е н и й , у м е т ь о т д е л я т ь г л а в н о е о т в т о р о с т е п е н н о г о , р а с с м а т р и в а т ь ж и з н ь о б щ е с т в а и к а ж д о г о ч е л о в е к а в р а з в и т и и . Марксистско-ленинская теория — это^ твёрдая основа для правильного понима-' ния жизни. Горький говорил, что с «коч ки зрения» писатель увидит (а значит и покажет читателю) очень мало, а когда он встанет на точку зрения, поднимется на «высочайшее интеллектуальное пло скогорье» научного социализма, он уви дит неизмеримо больше и яснее. Горький постоянно подчёркивал, что передовое' мировоззрение имеет решающее значе ние для создания полноценного типиче ского художественного образа. На съез де писателей в 1934 г. он, например,, заявлял: «В чём вижу я победу больше визма на съезде писателей? В том, что' те из них, которые считались беспартий ными, «колеблющимися», признали — с искренностью, в полноте которой я не смею сомневаться, — признали больше визм единственной, боевой руководящей идеей в творчестве, в живописи словом. Я высоко ценю эту победу, ибо я, лите- ратор, по себе знаю, как своевольны мысль и чувство литератора, который пытается найти свободу творчества вне строгих указаний истории, вне её основ ной, организующей идеи». Однако знание и понимание жизни са ми собой, механически ещё не обеспе чивают создание полноценного художест венного образа. И, разумеется, неправ Г. Ломидзе, который в журнале «Вопро сы философии» (№ 5, 1952 г.) в статье «За правдивое отражение жизненных конфликтов в литературе» пишет: «Ко гда писатель идёт от жизни, когда он бо рется за Передовое и прекрасное в ней, он всегда найдёт средства для выраже ния своей идеи». Это утверждение весь ма далеко от истины. Знать жизнь ш иметь передовое мировоззрение необхо димо, но недостаточно для художествен ного творчества. И при наличии этих ус ловий не каждый писатель и не всегда^ найдёт средства «для выражения своей идеи». Он найдёт их в том случае, если владеет мастерством. Этому учат вся творческая практика и теоретическая деятельность великого пролетарского пи сателя Максима Горького. Вопрос о борьбе за высокое художественное ма стерство приобретает особую остроту ещё и потому, что не только Г. Ломидзе, но и многие другие литературные кри тики явно его недооценивают, часто рав нодушны к художественной форме про изведения, не воспитывают эстетический вкус читателя и не помогают писателю в его творческом росте. А между тем важ ность темы и замысла никогда не иску пает художественных недостатков про изведения. Поэтому-то наша партия всег да вела и ведёт последовательную борь бу за высокое художественное мастер ство, ставя в пример писателям творче
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2