Сибирские огни, 1954, № 1

ского реализма, основаны на понимании значения ростков нового, уже имеющих­ ся в жизни, которым предстоит расцвести завтра. Это и есть реальность и роман­ тика коммунизма! В образах нашего искусства — одновременно реалистиче­ ских и романтических — типизируется новое, ещё только расцветающее, типизи­ руется героизм нашей современной ре­ альной действительности, героизм борь­ бы советского народа за коммунизм. Другое дело, если бы вопрос был по­ ставлен о степени и своеобразии типиза­ ции в произведениях писателей — пред­ ставителей различных творческих мето­ дов. Такая постановка вопроса представ­ ляется правомерной и плодотворной. Но это — специальная, большая и сложная тема, и сейчас нет возможности гово­ рить о ней подробно. Мы хотим только подчеркнуть, что огульное, примитивное противопоставление типичности и роман­ тичности, как категории взаимоисклю­ чающих, ничего кроме вреда принести не может. Революционная романтика не убивает типичности образа. Нельзя за­ бывать, что и романтические образы не­ сут в себе правду жизни (реализм), если они вдохновлены самой жизнью, передо­ выми, революционными идеями. Не сле­ дует слишком узко понимать сущность революционного романтизма, противопо­ ставлять его реализму, как нечто диамет­ рально противоположное и наглухо от­ делённое от реализма. Теперь можно сделать итоговый вы­ вод, что типизация в понимании Горь­ кого — общий и главный закон худо­ жественного творчества. Основной зада­ чей каждого писателя является создание типических художественных образов, ти­ пических характеров в типических об­ стоятельствах. В этом мера его идейной высоты, глубины понимания жизни, та­ лантливости. Что же требуется от писателя, чтобы создать подлинно типический образ? Из всего, что говорилось прежде, явствует, что для этого необходим ряд условий. Назовём только самые важные и основ­ ные. Во-первых, Горький считал, что х у- д о ж н и к у н е о б х о д и м о в с е ­ с т о р о н н е е и г л у б о к о е з н а ­ н и е ж и з н и , б о г а т с т в о ж и з ­ н е н н ы х н а б л ю д е н и й . Это — строительный материал для создания об­ раза. В связи с этим вспоминаются сло­ ва товарища Сталина: «Нельзя выдумы­ вать образы и события, сидя у себя в ка­ бинете. Надо брать их из жизни — изу­ чайте жизнь, учитесь у жизни!» Уже в процессе наблюдения и изучения жизни, в ходе отбора фактов и явлений начи­ нается мастерство художника. Во-вторых, х у д о ж н и к д о л ж е н п р а в и л ь н о п о н и м а т ь з а к о ­ н о м е р н о с т и и в з а и м о с в я з и я в л е н и й ж и з н и , в и д е т ь с у щ ­ н о с т ь я в л е н и й , у м е т ь о т ­ д е л я т ь г л а в н о е о т в т о ­ р о с т е п е н н о г о , р а с с м а т р и в а т ь ж и з н ь о б щ е с т в а и к а ж д о г о ч е л о в е к а в р а з в и т и и . Марксистско-ленинская теория — это^ твёрдая основа для правильного понима-' ния жизни. Горький говорил, что с «коч­ ки зрения» писатель увидит (а значит и покажет читателю) очень мало, а когда он встанет на точку зрения, поднимется на «высочайшее интеллектуальное пло­ скогорье» научного социализма, он уви­ дит неизмеримо больше и яснее. Горький постоянно подчёркивал, что передовое' мировоззрение имеет решающее значе­ ние для создания полноценного типиче­ ского художественного образа. На съез­ де писателей в 1934 г. он, например,, заявлял: «В чём вижу я победу больше­ визма на съезде писателей? В том, что' те из них, которые считались беспартий­ ными, «колеблющимися», признали — с искренностью, в полноте которой я не смею сомневаться, — признали больше­ визм единственной, боевой руководящей идеей в творчестве, в живописи словом. Я высоко ценю эту победу, ибо я, лите- ратор, по себе знаю, как своевольны мысль и чувство литератора, который пытается найти свободу творчества вне строгих указаний истории, вне её основ­ ной, организующей идеи». Однако знание и понимание жизни са­ ми собой, механически ещё не обеспе­ чивают создание полноценного художест­ венного образа. И, разумеется, неправ Г. Ломидзе, который в журнале «Вопро­ сы философии» (№ 5, 1952 г.) в статье «За правдивое отражение жизненных конфликтов в литературе» пишет: «Ко­ гда писатель идёт от жизни, когда он бо­ рется за Передовое и прекрасное в ней, он всегда найдёт средства для выраже­ ния своей идеи». Это утверждение весь­ ма далеко от истины. Знать жизнь ш иметь передовое мировоззрение необхо­ димо, но недостаточно для художествен­ ного творчества. И при наличии этих ус­ ловий не каждый писатель и не всегда^ найдёт средства «для выражения своей идеи». Он найдёт их в том случае, если владеет мастерством. Этому учат вся творческая практика и теоретическая деятельность великого пролетарского пи­ сателя Максима Горького. Вопрос о борьбе за высокое художественное ма­ стерство приобретает особую остроту ещё и потому, что не только Г. Ломидзе, но и многие другие литературные кри­ тики явно его недооценивают, часто рав­ нодушны к художественной форме про­ изведения, не воспитывают эстетический вкус читателя и не помогают писателю в его творческом росте. А между тем важ­ ность темы и замысла никогда не иску­ пает художественных недостатков про­ изведения. Поэтому-то наша партия всег­ да вела и ведёт последовательную борь­ бу за высокое художественное мастер­ ство, ставя в пример писателям творче­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2